Высшая категория Дзержинки. Как сегодняшняя «Славянка» более полувека назад получила первый Знак качества
63 0
Первый Знак качества в нашем городе получила сегодняшняя «Славянка» более полувека назад
Один хорошо известный в Бобруйске человек как-то рассказывал, что у него в гардеробе до сих пор висит куртка, сшитая сорок лет назад на фабрике, носившей имя Дзержинского: «Думаю, через год-два такой фасон снова войдет в моду, и я ее надену как новую… Износа у нее нет абсолютно».
Первые шаги к пьедесталу: от 0,7 до 5 процентов
Фабрика имени Ф.Э. Дзержинского, созданная в 1930 году как предприятие первой советской пятилетки, к 1970-м была уже довольно известной не только в Беларуси, но и в Советском Союзе. Она была неплохо оснащена новой техникой, на ней работали свыше 2600 человек. И уже с 1973-го предприятие стало участвовать в движении за присвоение продукции Государственного знака качества. В том же году первые две модели женских плащей были аттестованы на высшую категорию качества. К концу года их было выпущено 5,5 тысячи на 314 тысяч рублей при плане в 300 тысяч, что составило 0,7 процента от общего объема произведенной продукции. Директором тогда была Мария Васильевна Касько, под ее руководством работали такие профессионалы, как Л.М. Рыбакова и М.С. Савенко, Н.И. Самоткан и В.В. Семенов, Л.П. Ткаченко и Ф.А. Тышкевич, другие коллеги.
Швейники продолжили поступательное движение к высотам качества. В следующем году они освоили две модели женских плащей из смесовых тканей с полиэфирным волокном и дамское пальто из кримплена, которым была дана высшая оценка; выпустили их тогда около 17 тысяч почти на 1,3 миллиона рублей при задании в 960 тысяч, что составило 2,6 процента в общем объеме. Еще через год уже пять моделей бобруйской фабрики были удостоены государственного знака качества: женский плащ из смесовой ткани с полиэфирным волокном, три модели мужских из таких же материалов и женское пальто из кримплена. В 1976-м мастерицы с Дзержинки изготавливали уже восемь моделей обретавших популярность плащей со Знаком качества и выпустили их почти 5 процентов в валовом производстве. Коллектив в то время возглавляла Зинаида Владимировна Щигельская, а в нем по-ударному работали Б.И. Лавринович и З.А. Михайловская, А.А. Луканская и Т.И. Мазуренко, М.А. Мартынович и Л.В. Мартынчик, Г.Ц. Марченко и И.С. Масюкевич, З.И. Матвеенкова и М. Назаренко, многие другие.
Думаете, конкуренции тогда не было?..
Как бы не так. Осваивая производство одежды высшей категории качества, бобруйские швейники, конечно же, ориентировались на лучшие мировые образцы, изучали наиболее популярные изделия фабрик Советского Союза. В 1973-м примером для дзержинцев стали модели плащей из Комсомольска-на-Амуре и чехословацкой фирмы «Центротекс». Творчески поработав над ними, наши мастерицы выдали на-гора очень приличное женское летнее пальто из смесовой ткани, которое и стало обладателем почетного пятиугольника с буквами «СССР».
Позднее, в 1975-м, государственного знака качества были удостоены женское летнее пальто из кримплена и мужской плащ из синтетики, в следующем году – мужской плащ из смесовой ткани с полиэфирным волокном. Последний, кстати, на заседании аттестационной комиссии рассматривали в сравнении с аналогами из калининского Дома моделей (Россия) и бельгийской фирмы «Атлас» и пришли к выводу, что бобруйский вариант не уступал им по объективным показателям. В этом был результат совместного труда модельеров минского дома моделей и бобруйских швейников.
Кримплен – король подиумов
Когда бобруйское кримпленовое пальто получило престижный знак, я служил в армии и носил простую хэбэшку – форму из х/б (хлопчатобумажной ткани). И только в солдатских снах возвращался к вечерам в сквере, где мы с пацанами горланили песни под гитару – все в брюках клеш и цветастых рубашках. Как мы завидовали Витьке в нейлоновой яркой сорочке, привезенной ему братом-сверхсрочником из ГДР! И хотя нам в ситцевых было комфортнее, а друг буквально парился в своем дедероне, мы все желали поносить рубашенцию «оттуда», ведь девчонки наши смотрели только на Витьку.
Так примерно получилось и с кримпленом. Это достижение химической промышленности с Запада быстро овладело не только умами, но и телами советских людей. Яркий до неестественности, немнущийся, как резина, купленный на века кримплен был, казалось тогда, верхом совершенства. Как и многое другое, приходившее к нам из-за бугра: пластик вместо стекла для упаковки продуктов, полиэтиленовые пакеты вместо авосек и бумаги, жевательная резинка, кока-кола… Мода на эти пустышки порой затмевала разум даже у тех, кто обладал им. Повинуясь ей, треклятой, и бобруйские швейники выпускали кримпленовые пальто и даже добились маркирования знаком их высокого качества, соответствовавшего эталонным заграничным образцам. В 1977-м на оптовой ярмарке торговыми организациями было закуплено кримпленовых пальто вчетверо больше, чем джинсовых!
Слава Богу и легпрому, мода как приходит, так и уходит, хоть имеет поразительное свойство и повторяться, и возвращаться, и реанимироваться. Однако наши модельеры-конструкторы, технологи, мастерицы за швейными машинками сумели противостоять сиюминутным и более продолжительным ее веяниям и капризам. Они словно подтверждали мысль, почерпнутую мной у какого-то писателя: если мода сделалась общей, значит, она отжила. Тем паче что у дзержинцев всегда хватало заказов на пошив более массовой одежды – формы для военных, школьников, нефтяников, газовиков. Начав с удельного веса в 0,7 процента изделий со Знаком качества, фабрика в 1977 году довела их объем до 12 процентов в общем выпуске продукции.
Если бы еще лейбл, так и не отличишь от импорта
Отказавшись от модного кримплена, наши мастера машинной иглы и ровной строчки не оказались на обочине прогресса. Больше стали ставить на поток пальто, плащей, курток из смесовых тканей с полиэфирным волокном, из джинсы, не злоупотребляя большими их тиражами. Конвейеры получили новые универсальные, быстроходные, двухигольные машины высокого класса, более совершенные прессы, другое оборудование. Всего за 1973-1976 годы на государственный знак качества были аттестованы 13 моделей. И строчки, петли, рельефы и прочие пуговицы в них не уступали привозившимся из-за рубежа.
В 1978-м с почетным пятиугольником на фабрике имени Дзержинского выпускалось 14 моделей женских и мужских плащей из смесовых тканей. Удельный вес товаров высшей категории качества в общем объеме производства достиг почти 15 процентов. На оптовой ярмарке их было продано более чем на 12 тысяч рублей, ни на одно изделие швейники не получили рекламаций.
Уверенная эстафета высоких показателей качества продолжалась и в 1980-е годы. С начала этого периода на предприятии были установлены 25 универсальных и 22 специальные машины, 3 пресса, другое технологическое оборудование. Упаковки с изделиями со Знаком качества маркировались особым ярлыком и отправлялись в торговлю в полиэтиленовых пакетах.
Всего за годы 10-й пятилетки на государственный знак качества было аттестовано 13 моделей одежды швейной фабрики из Бобруйска, почти пятая часть ее продукции выпускалась с почетной маркировкой. Причем многие из нас носили тогда отечественные плащи и не догадывались, что они отмечены престижной эмблемой и соответствуют мировому уровню товара. Традиционная советская скромность не позволяла производителям помечать свой товар какими-то броскими лейблами, скажем, с красивой крупной буквой «К» и надписью над ней «СССР». А жаль, уже тогда, сорок лет назад, Бобруйск мог обзавестись своим собственным мерчем, который только улучшил бы продажи одежды с берегов Березины…
– Что же из этого следует?
– Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца.
– Вы полагаете, все это будет носиться?
– Я полагаю, что все это следует шить…
Так пелось в известном оскароносном советском кинофильме «Москва слезам не верит». На этой ностальгической нотке подумал: а мы верим в качество одежды от нашей Дзержинки-«Славянки» – в результате определенного ребрендинга ей по силам вернуть на свои изделия почетный белорусский Государственный знак качества. Пусть больше станет в наших гардеробах костюмов и пальто, курток и плащей от мастериц из города на Березине! Пусть радуют они своими изделиями белорусских покупателей! И пусть стоят очереди за бобруйскими вещами в других странах!
Александр Казак. Фото автора.
P.S. Автор благодарит сотрудников Бобруйского зонального государственного архива в лице его директора Елены Дмитриевны Заяц за оказанное содействие в подготовке материала.