
В начале пути. Об актере театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича Даниле Данилове
698 0

О молодых начинающих актерах писать почему-то боязливо не спешат. То ли не видели их на сцене, то ли закулисная молва наложила негласное вето, то ли прислушались к мнению руководства: дескать, рановато молодым становиться звездами на театральном небосклоне…
А вот я с таким клише категорически не согласна: молодых нужно заметить, отметить, поддержать, обеспечить их нормальным жильем, превратить в аплодисменты их проклюнувшиеся бутоны творчества и вселить уверенность в правоте избранного пути! Так что с особым удовольствием, впечатлением, чистосердечием и восторгом в день большого театрального праздника всех народов представляю вам, дорогие читатели, молодого и перспективного актера нашего театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича Данила ДАНИЛОВА!
Он появился на бобруйской сцене совершенно неожиданно. «…Я заканчивал колледж культуры и искусства в Минусинске. Это город в Красноярском крае, в сердце Сибири! – вспоминает актер. – И на дипломном спектакле меня и двух моих товарищей заметил Дмитрий Анатольевич Нуянзин, который тогда был председателем Государственной экзаменационной комиссии в колледже и главным режиссером Ачинского драмтеатра. Он и пригласил нас в свой театр. Но!.. Нас туда без него не взяли. Дмитрий Анатольевич по ряду причин к тому времени уволился и переехал в Беларусь. Став главным режиссером театра в Бобруйске, позвал и меня. А я вообще-то легкий на подъем! Взял и рискнул! Решил, несмотря ни на что, поехать! Для меня, выросшего на холодных сибирских просторах, Белая Русь была чем-то экзотическим, загадочным…»
Надо сказать, что тогда (а это было почти два года назад) наш театр переживал далеко не легкие времена: почти ежегодно менялись режиссеры, скудела мужская часть труппы, возникали трудности с репертуаром. И тут, как по заказу, появляется молодой высокий красавчик, полный решимости и желания! Ну чем не герой-любовник? Все в театре буквально загляделись и воспряли духом: «О! Есть теперь с кем осуществлять планов «громадьё».
Первая его роль на нашей сцене – роль Доминика в пьесе Э. Золя «Наследники Рабурдена» (роль второго плана) – сыграна им волнительно, как и у всех: «первый раз в первый класс»… Но! Слава Богу! Получилось!..
А ведь он с детства не бредил запахом кулис. В маленьком таежном сибирском Дивногорске на берегу Енисея, в городе его детства и школьной юности, кулисы были только в Доме культуры, где главным костюмером и дизайнером работала его мама. И очень хотела, чтоб ее Даня обязательно стал артистом. Не актером, а именно артистом, любым артистом – лишь бы на сцене! Кружков и студий в ДК было множество. Вот Данилка и бегал от одного к другому. Попробовал даже танцевальный. Да не тут-то было: педагоги шепотом попросили маму немедленно забрать танцора, ибо он был такой напряженный и деревянный, что исправить это не было никакой возможности. Видели бы эти педагоги сегодня, ЧТО вытворяет на сцене их «деревянный» ученик!.. Ну, нет так нет! И тогда Даня захотел петь и попросился в музыкальную школу. Родители отвели. Абсолютного музыкального слуха педагоги у него, к сожалению, не нашли. Но упорство и настойчивость Данилки убедили. Его приняли, предложив освоить какой-нибудь музыкальный инструмент… И вот результат: Данил Данилов успешно закончил музыкальную школу по классу саксофона и фортепиано!
А потом был в его дивногорской жизни еще и техникум по сугубо мужской специальности, но мечта стать эстрадным певцом не отпускала. Поэтому он по вечерам занимался в вокальной студии, а потом еще и в театральной, чтобы снять проклятый зажим… И вот всего через год его такой студенческой и студийной жизни руководитель театральной студии вдруг вынес свой вердикт: «Знаешь, Данил, специалистом по строительству и эксплуатации инженерных сооружений тебе все равно не быть. Иди-ка ты, дружок, в колледж искусств! Там твое студенческое место!»
И Данил, на радость себе и маме, поехал-таки за 300 километров от родительского дома в Минусинск. Стал упорно готовиться на вокальное отделение и… сорвал голос. Тогда он решил (время еще было) поступать на отделение театральное. Ну не постыдно же капитулировать! Будь что будет. И он поступил!!!
«Кто заболел хоть раз театром, не хочет жизни никакой другой». Вот и Данил Данилов «заболел-таки»! А ведь помнит и сейчас свое «боевое крещение», когда семилетним мальчонкой, впервые выйдя на сцену с большущим саксофоном, позабыл со страху все ноты, но что-то сыграл, не растерялся и смешно потом кланялся под гром аплодисментов. Вот такое было у него артистическое начало. А сегодня – настоящая театральная жизнь в свете рампы и софитов. А сегодня – он уже первокурсник актерского факультета Белорусской государственной академии искусств. А сегодня – в итоге: за небольшой (в актерском понимании) промежуток времени, всего-то 2 года, сыграно вместе с эпизодами, экстренными вводами, ролями второго плана и, наконец, главными – около 20 ролей! …Сложно быть объективным к тому, что делаешь сам. Вот и он не «зазвездился» – поднимается по ступенькам мастерства от эпизода «кушать подано» к значимой для него сегодня главной роли необычного подростка, инвалида-колясочника, Сережи в спектакле по пьесе А. Букреевой «Томми» (режиссер-постановщик М. Гордиенко). Это, скорей всего, и его собственная попытка сказать современному человеку, выпадающему из-за гаджетов из реальной жизни, как можно помочь и себе, помогая другим.
Идем дальше. А дальше хочется активизировать зрительскую память самыми яркими работами актера Данила Данилова. Итак… Прежде всего это, конечно, образы сказочных героев: Волк («Дом для поросят» А. Мараховки), Комарик («Муха-Цокотуха» К. Чуковского), прекрасный Принц («Золушка» Ш. Перро), Мишка-коротышка («Лесные часы» Г. Стефанова), Снеговик («Следствие ведет Снеговик» Г. Шашина, Н. Кузьминых), Иван («Степан-солдат на выдумки богат» Д. Рыжова) и аж три роли в одном спектакле: Франц, Мышиный принц, Дроссельмейер («Щелкунчик» А. Шевцова). Меня восхищают его выразительная пластика, фактура, его желание создать разнохарактерность и правдоподобность… И он понимает, что это не только его заслуга. Поэтому Данил Данилов очень тепло говорит о режиссерах, которые учили, помогали, наставляли. Это и заслуженный артист Российской Федерации Андрей Евгеньевич Луканин (художественный руководитель курса), и Екатерина Батюня, и Наталья Кашпур, и Татьяна Дорогобед, и Лариса Покревская, и, конечно же, главный режиссер театра Дмитрий Нуянзин. А он предъявляет к своему протеже особые требования. И никаких поблажек – «гоняет» его на репетициях «мама, не горюй!» как! Это чтобы не снижал заданную в начале пути планку… А он и не снижает. Последние его значимые работы убедительно об этом свидетельствуют. Взять хотя бы роль Кароля Летальского в знаменитой «Идиллии» Дунина-Марцинкевича. Актеру удалось (причем на беларускай мове!) эффектно воплотить образ неугомонного в своих дорожных приключениях молодого Кароля, влюбленного только в себя и Париж, но вдруг полюбившего в родных местах простую селянку… Не прошла мимо зрительского внимания и работа Данилова в нашем эталонном спектакле по пьесе Виталия Вольского «Нестерка», где молодой актер очень органично, опять же на белорусском языке (коренной сибиряк!), вошел в сценическую жизнь бедняка Юрася, безнадежно влюбленного в Настеньку (акт. М. Дорогобед). А видели бы вы, как он танцует и поет вместе с любимой, как при помощи Нестерки (арт. А. Тихонов) борется за свое счастье! Короче, зал был беспощаден: всем понравилось – и точка!
«Театр – это место, где души зрителей и актеров встречаются», – сказал кто-то из великих. Так вот мне кажется, что такое единение детских душ видно невооруженным глазом и в спектакле «Следствие ведет Снеговик» Егора Шашина и Натальи Кузьминых. Маленькие зрители до того испереживались за Снеговика, что не могли не вскакивать с места и не подсказывать актеру, где прячется злодей. Ах, если б они только знали, как непросто было актеру в объемной маске, как не хватало ему воздуха, как боролся он с недомоганием, как помогали ему за кулисами актеры и как он все-таки с триумфом доиграл еще одну свою главную роль!..
А впереди новые горизонты – новая работа: образ Джафара в спектакле «Аладдин». Идут репетиции. Следим за афишей и ПОЗДРАВЛЯЕМ с Международным днем театра всех! Пускай это прекрасное искусство затрагивает самые тонкие душевные струны, рождает бурю высоких чувств, слезы радости и счастья, преображая мир к лучшему! Пускай впереди ждут яркие и незабываемые премьеры, минуты восторга и ликования!
Лина Ефремова
Фото Аллы Сказовой