«Едучи со станции Березина в субботу вечером, мною потеряна жестяная коробка с кинематографической лентой. Нашедшего покорнейше прошу доставить за приличное вознаграждение в электротеатр «Весь мир». Такое объявление в местной газете был вынужден срочно дать хозяин синематографа А.П. Файнберг, чтобы не нарваться на возмущение любителей кино. Это заведение было одним из двух в нашем городе, активно посещавшихся поклонниками «движущейся фотографии». Казус этот произошел до революции 1917 года. А что было с кино потом?
Камера, мотор…
17 декабря 1924 года Совнарком БССР издал Декрет об организации «Белгоскино». И уже 6 января следующего года Государственное управление по делам кинематографии и фотографии начало функционировать. 12 января 1926-го в подчинение «Белгоскино» полностью перешел прокат картин в БССР. А в первый день весны того же года оно отправило 25 своих первых кинопередвижек для бесплатного обслуживания деревни. К созданию первых отечественных кинолент приступили, только оборудовав собственную производственную базу. Причем не в Минске и даже не в Беларуси, а… в Ленинграде, где «Белгоскино», при содействии С.М. Кирова, взяло в аренду в середине 1927-го здание бывшего театра «Кривое Зеркало» и организовало свою кинофабрику.
Часть аппаратуры была выписана из-за границы, а часть заказана на заводе одесского «Тремасса». Постоянных работников на фабрике в 1926 году было 30 человек, художественно-технический персонал состоял из 11 человек. За все время деятельности «Белгоскино» выпущено 116 номеров хроник, 6 художественных картин, 2 неигровых, 5 культурфильмов и 1 детский фильм.
На экране и на пути к нему
Из художественных фильмов производства «Белгоскино» 1926-1928 годов назовем драму «В большом городе», ленту для детей «Гришка-свинопас», историческую картину «Его превосходительство», конечно, фильмы «Лесная быль» по повести Михася Чарота, «Огни Китая», «Песня весны», «Петухи перекликаются», «Сосны шумят», «Дьявол», «Из-под ярма», «Наша крепость», «Передел» и «1812». На экраны вышли также неигровые и культурфильмы: «Бунт зубов», «Колхоз», «Машинные способы добычи торфа», «Спор между домами», «Такова наша Беларусь», «Огненное погребение», «Октябрь и буржуазный мир» и другие киноленты.
Только в 1931 году кинофабрика, получившая название «Советская Беларусь», выпустила 20 картин. С появлением звукового кино в следующем 1932-м она резко нарастила производство, затратив 1,2 миллиона рублей, а еще через год довела выпуск кинопродукции до объема, выражавшегося суммой в 3,4 миллиона рублей.
Бурный рост происходил и в прокате кинофильмов: если в 1925 году в БССР было 23 кинотеатра, 22 клубных и 8 военных киноустановок, то на 1 августа 1928-го имелось уже 70 кинотеатров, 86 клубных и 20 военных киноустановок. Затем киносеть шагнула еще дальше – 890 установок обслуживали кинозрителей республики в 1932-м и 1063 (!) в 1933 году. Первый в Беларуси и четвертый в СССР звуковой кинотеатр «Чырвоная зорка» на 1200 мест (!) открылся в Минске в 1930-м, а через четыре года звуковые фильмы смотрели уже в 55 киноточках республики. Зрителей радовало творчество таких талантливых режиссеров, как Юрий Тарич, Олег Фрелих, Владимир Гардин, Леонид Молчанов, Марк Донской, Владимир Корш-Саблин и другие. В 1934-м, кстати, последнему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств БССР – в связи с 10-летием белорусской советской кинематографии. Самой кинофабрике «Белгоскино» по случаю годовщины были выделены легковая и две грузовые автомашины. Больше фильмов хороших и разных обещал дать ввод в эксплуатацию в 1940 году киностудии в Минске, которая уже через год планировала выпустить на экраны 10 художественных и 7 короткометражных картин. Но началась война.
Бобруйское кино
В первые советские годы в нашем городе кино крутили в национализированных кинотеатрах «Весь мир», «Гигант» и «Художественный». Первый из них на Социалистической долго не продержался, второй под названием «Асвета» работал на Московской улице и в годы Великой Отечественной, третий приобрел новое название «Пролетарий» и долгие годы вплоть до «перестроечных» принимал зрителей у перекрестка улиц Пушкина и Бахарова. Все они летом 1929 года были переданы в ведение «Белгоскино». А в 1935-м, через пять лет после расформирования Бобруйского округа, был реорганизован и трест «Белгоскино» – вместо него снабжать кинокартинами клиентов стали четыре отделения и в их числе Бобруйское, которое обслуживало 17 районов.
Перед самой войной в городе на Березине открыл двери наш самый известный и любимый кинотеатр «Товарищ». В бобруйских кинозалах показывали полюбившиеся всем советским людям кинокартины «Чапаев», «Антон Иванович сердится», «Вратарь», «Волга-Волга», «Девушка с характером», «Трактористы», «Светлый путь», «Богатая невеста», «Веселые ребята». Демонстрировались и белорусские «Полесские робинзоны», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья» и некоторые другие.
Как вспоминал коренной бобруйчанин Игорь Владимирович Козловский, после Великой Отечественной тоже самыми посещаемыми в городе были «Пролетарий» и «Товарищ», а у юных киноманов – клуб спиртзавода на противоположной от вокзала станции Бобруйск стороне железнодорожных путей. Кроме того, ребятня проникала и на закрытую территорию военного городка Киселевичи, чтобы в тамошнем Доме офицеров посмотреть любимое кино.
Свежие идеи
17 декабря в Беларуси отмечается День белорусского кино. Этот профессиональный праздник кинематографистов был установлен Указом Президента в 1994 году. А уже в 1996-м киностудия получила новое название – «Национальная студия «Беларусьфильм».
Популярное сейчас направление белорусского кино – документально-игровые картины. Богатая история и культурное наследие дают простор для реализации творческих идей.
Одной из таких картин стал «Культурный код» – работа молодого белорусского режиссера Кирилла Халецкого, который приурочил свое творение ко Дню Независимости Республики Беларусь. Несмотря на небольшой хронометраж, всего 35 минут, фильм «зашел» аудитории и не раз появлялся на экранах кинотеатров.
– В последнее время отечественное кино стремится не только развлекать, но и развивать, – говорит заместитель директора КУП «Бобруйсккино» Алеся Федорова. – И «Культурный код» стал своего рода откровением для молодых людей. Фильм не только повествует об истории и значении национальных символов, но и объясняет их важность для белорусского народа.
Отечественные киностудии стараются охватить все возрастные группы зрителей, поэтому среди работ немало анимационных пленок, как, например, сборник «Мемориальные комплексы Беларуси», посвященный 80-летию Великой Победы. Киноальманах состоит из пяти фильмов: «Операция «Багратион», «Буйничское поле», «Ола», «Прорыв», «Несбывшиеся мечты». Такие работы позволяют в доступной форме рассказать детям об исторических событиях и памятниках страны.
Не отстают художественные и мультипликационные фильмы. В октябре на экраны вышел анимационный 3D-фильм «Песня Сирин». Яркий и красочный мультфильм переносит в удивительный мир славянского фольклора. По сюжету двое школьников в погоне за удивительной птицей попадают в обитель славянских богов, где на них сваливаются невероятные приключения. Здесь фигурируют знакомые многим мифические существа Перун, Велес и Цмок. Мультфильм открыл конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» в рамках XXX Минского международного кинофестиваля «Лiстапад», который проходил в столице с 1 по 8 ноября.
2024 год для белорусского кино вышел богатым на новинки и занял уверенную позицию в прокате: по результатам 11 месяцев доля отечественных фильмов составила более 10%, что является самым высоким показателем за последние годы.
Первый месяц зимы тоже не обойдется без премьеры. 12 декабря вышел в широкий прокат художественный фильм «Черный замок» по историческому детективному роману Владимира Короткевича. Над фильмом совместно трудились «Беларусьфильм» и российский ООО «Нью Арт Синема Продакшн».
Часть основных действий будет проходить в настоящем, параллельно развивая события прошлого и связывая промежутки воедино. Места действий соответствуют действительности и оригинальному произведению: зрителям покажут Несвижский и Мирский замки, многие известные исторические места.
Роман Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский» экранизирован в 1984 году, поэтому к новой работе киношники подошли с особой ответственностью и вниманием к деталям. Как итог – «Черный замок» стал самым ожидаемым фильмом 2024-го.
С каждым выпущенным фильмом коллективы киностудий показывают зрителю свежие наработки и экранизируют устоявшуюся классику, однако отечественному кино еще есть к чему стремиться.
– Проводится огромная работа, и коллективы работают над ошибками, пытаются открыться зрителям с другой стороны. Наше кино привлекает внимание не только организованного зрителя, но и более широких масс общественности.
В Беларуси достаточно молодых и талантливых режиссеров, актеров, художников и операторов, готовых взяться за создание качественных картин. И, как показывает сегодняшняя практика, уже появляются новые ленты, которые радуют зрителей и с успехом участвуют в престижных кинофорумах, – рассказала Алеся Федорова.
Александр Казак, Алексей Слабко
Фото Алексея Слабко и из открытых источников интернета