
У интернет-магазинов и пунктов выдачи заказов будет больше обязанностей перед потребителями
28 0

О грядущих изменениях для торговых интернет-площадок и пунктов выдачи заказов журналистам рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
И. Гаврильчик объяснила, почему возникла необходимость регулирования деятельности интернет-площадок. Продавцы из Беларуси зарегистрированы в Торговом реестре — их можно найти всегда. Но если возникли проблемы с качеством товара, купленного на такой площадке у иностранного продавца, достучаться до него покупателю удается не всегда.
— Интернет-площадка пока в этом круге взаимоотношений, прописанных в законе о защите прав потребителей, отсутствует, она не субъект правоотношений. Есть общая норма в законе о торговле о том, что интернет-площадка должна оказывать содействие потребителю в защите его прав, но как — не прописано, — уточнила начальник управления.
Она добавила, что планируется появление в законе о защите прав потребителей норм, согласно которым, если товар некачественный, интернет-площадка должна его принять, передать продавцу и обеспечить возврат денег.
— Если не получается, интернет-площадка возвращает деньги, а дальше самостоятельно решает проблему возврата средств себе от продавца. Она ресурс, через который практически все продавцы хотят реализовывать товары, увеличивая свои продажи. Интернет-площадка заинтересована, чтобы у нее было как можно меньше конфликтов, и способна отключить продавца, если он не выполняет требования законодательства о защите прав потребителей, — сообщила И. Гаврильчик.
По ее словам, это известная международная практика. Например, у китайских интернет-площадок требования к продавцам жестче, чем у законодательства. Потому что эти платформы клиентоориентированные и беспокоятся о репутации.
Владельцев интернет-площадок обяжут
Они с 11 июля 2025 г. должны обеспечивать возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товаров либо выполнения иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления заказа. Как отметила И. Гаврильчик, это важно с точки зрения защиты прав потребителей, потому что фиксируется юридически значимое действие.
Еще одно изменение касается возможности для покупателей подавать обращения в электронной форме о нарушении его прав, предусмотренные законодательством.
— Сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронные обращения, если только сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть. В случае с интернет-магазинами иногда потребителю очень далеко ехать в офис, чтобы оставить претензию. Поэтому должны будут рассматривать и электронные обращения, — сообщила представитель МАРТ.
Владельцу интернет-площадки также придется предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Эти и другие обязанности отражены в Правилах продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли.
Обязательства для пунктов выдачи заказов
По словам И. Гаврильчик, у двух крупных интернет-площадок в Беларуси насчитывается более 3 тыс. собственных и партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ). При этом требования, предъявляемые законодательством к торговым объектам, не распространяются на ПВЗ. То есть этот сегмент выпал из регулирования. Поэтому вводится обязанность владельца в принадлежащем ему пункте довести до сведения покупателей в доступном для обзора месте и в удобной для них форме определенную информацию. Например, в печатном виде.
— В последнее время к нам обращаются представители общественного питания, некоторых торговых организаций с вопросом, можно ли доводить ее через QR-код. Нельзя. Это не всем доступная форма получения информации. Кто-то не пользуется гаджетами с нужными приложениями, кто-то не умеет, как, например, часть пожилых людей, а кто-то не хочет обременять себя лишними действиями. Поэтому нет, это будет нарушение, информация будет считаться не доведенной, — обратила внимание начальник управления.
Так, владелец ПВЗ должен будет предоставить следующие сведения. Это полное наименование и место нахождения, а если пунктом владеет индивидуальный предприниматель, то Ф. И. О. и место жительства ИП, данные о госрегистрации (дата, УНП). Еще потребуется указать номера контактных телефонов, адрес электронной почты владельца ПВЗ, режим работы, названия интернет-ресурсов продавца, интернет-площадок, чьи товары выдаются в ПВЗ. Также необходимо содействовать покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.