Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Шагал, Репин, Айвазовский: где в Беларуси хранятся подлинники всемирно известных художников

14 0

Шагал, Репин, Айвазовский: где в Беларуси хранятся подлинники всемирно известных художников

В белорусских музеях можно увидеть подлинники мастеров, от чьих картин не отказалась бы ни одна галерея мира. И собраны они не только в Национальном художественном музее в Минске, но и в тех местах, о которых вы могли не слышать или недооценивать.

«Арт-Беларусь», Минск

Созданный «Белгазпромбанком» проект «Арт-Беларусь» – второе место в столице после Национального художественного музея по концентрации работ всемирно известных художников на квадратный метр. Причем речь идет исключительно о произведениях, созданных с начала XVI в. на территории современной Республики Беларусь. По данным сайта галереи, в ее коллекции находится более 100 артефактов: от книг Франциска Скорины до супрематических работ Ефима Рояка.Сбор своей коллекции «Белгазпромбанк» начал с картин всемирно известных художников Парижской школы вроде Хаима Сутина. «Арт-Беларусь» и по сей день остается единственным местом в стране, где можно увидеть его подлинники. Их здесь три: «Большие луга в Шартре», «Уснувшая читательница» и «Ева». Последняя в 2013 году обошлась банку в 1,85 млн долларов и с тех пор остается едва ли не самой дорогой картиной, находящейся на территории Беларуси.Разумеется, приобрел банк и полотна другого известного «парижанина» – Марка Шагала. В «Арт-Беларусь» висят шесть работ именитого витеблянина: «Лунатик», «Часы на пылающем небе», «Зеленый пейзаж», «Автопортрет», «Влюбленные» и «Акробатка на лошади».

Не так давно на сайте «Белгазпромбанка» появилась новость о том, что учреждение одолжило картины Дмитрия Стеллецкого московскому Дому русского зарубежья. Они станут украшением выставки, посвященной знаменитому уроженцу Бреста и одному из видных художников русского зарубежья.«Голова» Льва Юдина, «Томаш Зан» Валентия Ваньковича, балетные эскизы Леона Бакста, скульптуры Осипа Цадкина, книги Симеона Полоцкого – это далеко не полный перечень того, что можно увидеть в «Арт-Беларусь».

Арт-центр Марка Шагала, ВитебскКак известно, в Витебске находится дом, в котором рос маленький Марк. В этом небольшом красном здании вы погрузитесь в атмосферу Витебска рубежа XIX-XX вв. и увидите первые небольшие работы художника. К сожалению, все они – копии.Оригиналы есть на другом берегу Западной Двины – в Арт-центре Марка Шагала. Здесь собрано более 300 работ мастера: литографии, гравюры, книжные иллюстрации. По некоторым данным, это вторая коллекция Шагала в мире по числу экземпляров.

Например, можно увидеть его последнее произведение – «К иному миру». Ее витеблянам подарил мэр немецкого Нинбурга – города-побратима. По мистическому совпадению последняя картина художника стала первой в витебской коллекции.Огромную помощь музею оказал другой немец – Генрих Мандель, который увлекся творчеством Шагала еще в 1937 году, когда картины великого художника считались в Германии «дегенеративным искусством». Повзрослев, мужчина начал коллекционировать работы мастера, а в 1984 году по приглашению самого Шагала даже приехал на его последнюю персональную выставку. В 1992 году коллекционер узнал из газет, что в Витебске строят дом-музей его любимого художника, и уже на следующий год отправил в далекий белорусский город литографический плакат «Воскресенье», созданный Шагалом в Париже в 1979 году. После этого Генрих Мандель передал музею еще около 200 литографий, ксерографий и ксилографий, а также свою обширную библиотеку, посвященную современному искусству.

Витебский областной краеведческий музейОбластному краеведческому музею тоже есть, что показать. Отдельная гордость его коллекции – собрание работ Юделя Пэна – известного витебского художника, учителя Марка Шагала. В 1939 году его картинная галерея насчитывала более 800 работ. Но часть их не пережила Великую Отечественную войну, а другая после освобождения Беларуси отправилась в Государственный художественный музей БССР. Только в 1992 году в Витебск вернули 166 картин из этого собрания.

Областной краеведческий музей может похвастаться подлинниками и других знаменитых живописцев: «Лес» Ивана Шишкина, «Дарьяльское ущелье» Василия Верещагина и «Портрет старика» Василия Перова.Отрадно, что на Витебщине есть подлинник Ильи Репина. В окрестностях областного центра есть даже дача, на которой художник создал несколько своих всемирно известных шедевров. Правда, на самой даче ни одной оригинальной работы нет. Зато одна из них находится в областном краеведческом музее – там висит его этюд «Дезертир».

В Витебск картина попала в 1963 году из Национального художественного музея Республики Беларусь благодаря содействию тогдашнего его директора Елены Аладовой. Время не пощадило картину, однако в 1990-е гг. ее отреставрировал местный художник Юрий Кегелев.Кстати, любопытный факт – «Дезертира» Репин написал на линолеуме. Дело в том, что картину создавали в период Первой Мировой войны, когда у художника пропала возможность закупать свои любимые французские холсты. Собственно, портрет человека, оказавшегося в вихре этого огненного времени, Репин и запечатлел в своей работе.

Музей «Спасенные художественные ценности», БрестУникальному брестскому музею тоже есть, чем похвастаться. Например, сразу тремя небольшими картинами всемирно известного мариниста Ивана Айвазовского – двумя «Морскими пейзажами» и «Парусником на мели». Таможенники изъяли полотна у брестской семьи, переезжавшей на постоянное место жительства в Европу. Брестчане знали, что предметы искусства нуждаются в декларировании, но спрятали их среди других вещей в надежде, что стражи границы просто не обратят на них внимания. Однако картины в итоге обнаружили.Есть в столице белорусского Полесья и еще один «Морской пейзаж». Только написал его не Иван Айвазовский, а Григорий Мясоедов. В одном из интервью заведующая музеем Ирина Тарима рассказывала, что ей писали из художественного музея Полтавы с просьбой передать картину им. Мол, последний период жизни художник провел именно в этом украинском городе. Но работа осталась в Бресте.

Среди работ именитых художников можно выделить и эскиз картины Врубеля «Демон поверженный». Оригинал самого «Демона» хранится в Третьяковской галерее.

Гродненский историко-археологический музейВыставка «Захаваныя каштоўнасцi» есть и в Гродненском историко-археологическом музее. Она не такая большая, как в Бресте, но там тоже есть, на что посмотреть. Например, на небольшой эскиз к известному полотну Бориса Кустодиева «Масленица» или на этюд Исаака Левитана «Морской прибой». Есть в экспозиции и «Портрет мальчика» Брюллова. Правда, не Карла, который написал «Последний день Помпеи», а его брата Александра, больше известного своими архитектурными проектами.

Гвоздем программы, конечно же, выступает «Мужчина с лопатой», предположительно легендарного Казимира Малевича. На подписи к картине стоит значок вопроса, а значит его авторство не подтверждено.Данное полотно находится в музее с 1994 года. В одном из интервью директор заведения Юрий Китурко рассказывал, что картину изъяли таможенники, когда ее пытались перевезти какому-то коллекционеру на Западе. Заказчик хорошо разбирался в искусстве и прекрасно понимал, произведение какого художника везет (либо довольно искренне в это верил).

«Мужчина с лопатой» очень похож на другие известные работы Малевича. Но действительно ли перед нами подлинник знаменитого мастера? Это можно узнать только с помощью специальной экспертизы. Как объяснял в интервью Юрий Китурко, у музея на такую экспертизу не хватает средств. Но, если специалисты подтвердят авторство Малевича, Гродненский историко-археологический музей станет единственным местом в Беларуси, где есть оригинал работы знаменитого авангардиста.

Музей Белорусского Полесья, ПинскКоллекции этого музея, расположенного в небольшом районном центре, могут позавидовать галереи некоторых крупных белорусских городов. На стенах «Полесской Третьяковки» можно увидеть оригинальные работы таких известных мастеров, как Алексей Боголюбов («Пейзаж» и «Парад русского флота»), Виктор Васнецов («Мужской портрет»), Василий Поленов (два работы под одинаковым названием «Лес»), Василий Перов («Мужчина с ружьем»), Юдель Пэн («Девушка с шалью»), Генрих Семирадский («Библейский сюжет»), Леонид Соломаткин («У кабачка», «Простой войск» и «Ночной пожар»), Иван Шишкин («Сад Лаваля») и др.Откуда у Пинска такие художественные сокровища? Их сюда в середине прошлого века привез научный сотрудник музея Владимир Боровиков. Все началось с того, что на одном из партийных съездов Никита Хрущев раскритиковал министерство культуры: мол, в запасниках крупных музеев пылятся настоящие сокровища мировой живописи, которых народ не видит. Боровиков вдохновился речью генсека и поехал в Москву к тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. У научного сотрудника было смелое предложение: раз крупным музеям не нужны эти картины, пусть передадут их коллегам, в том числе из небольших городов.

По легенде, Боровиков провел в приемной Фурцевой три дня, и, добившись встречи, все-таки сумел ее уговорить. Министр приказала музеям страны оказать пинчанам помощь в формировании фонда. Боровиков лично ходил по запасникам музеев и выбирал, что увезти в Пинск. В итоге свои работы в Полесье отправили Третьяковская галерея, Дирекция выставок Государственного художественного фонда СССР и Художественный музей БССР в Минске.Как раз из Минска приехало главное украшение нынешней коллекции «Полесской Третьяковки» – шикарная работа кисти Ивана Айвазовского под названием «Море». Несколько лет картина пролежала в запасниках пинского музея: ее холст провис и нуждался в реставрации. К счастью, с учреждением связался владелец багетной фирмы, который предложил бесплатно не только отреставрировать картину, но и одеть ее в новую раму – старая была настолько тяжелой, что поднять экспонат могли только вчетвером. Сейчас на корабль, отчаянно сражающийся с бушующим морем, может посмотреть любой посетитель музея.

По материалам 1prof.by