С качеством не тормозим. Ровно 85 лет назад появился предшественник известного бобруйского завода
1 275 0
Начиналось наше машиностроительное предприятие с обычного горпромкомбината, в составе которого были… мельницы на улице Чонгарской в районе рынка, в Титовке и Назаровке, швейная и сапожная мастерские на улице Энгельса, гончарный цех в Зеленке, кожевенный и мыловаренный (!) цеха на улице Мясникова. К сожалению, работу их прервала Великая Отечественная война. Но уже через два дня после освобождения Беларуси в 1944-м комбинат возобновил свою деятельность, однако до индустриального предприятия ему было еще далеко.
От муки и гребешков – к металлообработке
Под руководством первого послевоенного директора Василия Валько горпромкомбинат быстро наладил выпуск такой необходимой населению муки и предметов ширпотреба. Однако уже через год открываются мастерские по обработке металлов – жестяная, слесарная и механическая, в которых работали не более десятка человек.
Еще через год начинают работать кузницы при двух мельницах, механический цех оснащается двумя токарными, сверлильным, строгальным, гвоздильным станками, прессом и четырьмя электромоторами, а всего на комбинате действуют уже полтора десятка электродвигателей. Такое оборудование позволяет выпускать пользующиеся большим спросом гвозди, топоры, умывальники, скобяные товары, ремонтировать различный сельхозинвентарь. Причем хорошее их качество обеспечивали в 1947 году уже около сотни работающих, среди которых почти половину составляли стахановцы и ударники.
С приходом на предприятие второго послевоенного директора Фомы Шпаковского развитие его продолжается, растут производственные показатели. Комбинат выпускает все больше продукции – доенок, металлических печей, резательных столов к кирпичным прессам, напильников, кормозапарников. Численность рабочих в механическом, кузнечном, литейном, слесарном, электроперемоточном и жестяном цехах, а также в… часовой мастерской к 1950-му превысила двести человек.
И стали цеха заводом
В течение следующих десяти лет происходила дальнейшая специализация предприятия, когда его цеха и участки передавались райпромкомбинату и службе быта, а само оно превратилось в ремонтно-механический завод с основной производственной базой на улице Гоголя нашего города. Под руководством все того же Ф.Н. Шпаковского выпускались здесь турникетные ограждения, бесшатровые водонапорные башни, но главной продукцией стали котлы-парообразователи. С вводом в строй действующих котельно-сборочного и сборочного, покрасочного цехов и хозяйственных построек завод к 1963 году приобрел законченный вид. Правда, контора его находилась в арендованном на улице Чонгарской помещении.
Осенью 1963-го предприятие возглавил Николай Карякин, работавший ранее секретарем парторганизации завода. Больше внимания стало уделяться повышению качества продукции, улучшению условий труда и быта работников. Появились первые передовики, носившие звание ударников коммунистического труда, и среди них бригады Г.И. Савина, В.А. Шабуни, рабочие К.И. Винник, Т.А. Лотова, М.М. Мазин, П.В. Веремчук, Л.В. Садовский, А.С. Нерушев, Л.П. Солонович и другие. Коллектив завода в первом квартале 1965 года вышел победителем городского социалистического соревнования и завоевал переходящее Красное знамя горкома КПБ и горисполкома. Тогда же, не прекращая выпуска основной продукции, изготовил 25 секций трибун для минского стадиона «Спартак».
С аграрной специализацией
Окончание 1960-х – начало 1970-х характеризовались дальнейшим ростом производства, расширением специализации в направлении сельскохозяйственного машиностроения. Котлы КМ-1600 постепенно уступали место транспортерам корнеклубнеплодов и другой технике для аграрной отрасли. Да и сам завод стал называться «Сельхозагрегат», хотя от производства товаров народного потребления он не отказался – поставлял потребителям, например, металлочерепицу и радиаторы отопления, требовавшие внедрения новых технологий и повышения качества работы. Именно тогда заводчане освоили сварку порошковой проволокой, другие прогрессивные методы, позволившие улучшить производительность труда и качественные параметры выпускавшихся изделий.
В 1972-м директором «Сельхозагрегата» был назначен Василий Свистунов, с приходом которого номенклатура продукции пополнилась кормушками и поилками для скота, запчастями для сельхозмашин. В 1978 году началось освоение производства крупнотоннажных разбрасывателей удобрений, для чего с Бобруйского завода машин для внесения удобрений были переданы соответствующие 50 единиц технологического оборудования, инструмент и оснастка, а сам завод вошел в состав производственного объединения «Бобруйскферммаш». В связи с происходившими переменами численность работавших на предприятии возросла до 350 человек, началась его масштабная реконструкция.
Летом 1981-го В.Д. Свистунова на посту директора сменил Владимир Волоткович, до того работавший главным инженером «Сельхозагрегата». И уже в декабре того же года в эксплуатацию были приняты корпус №1 с бытовыми помещениями, блок очистных и сантехнических сооружений, градирня, электроподстанция, столовая с магазином-кулинарией и другие объекты. Тогда же был пущен первый комплекс по выпуску тормозных систем для сельхозмашиностроения. Такая серьезная продукция просто не могла обойтись без напряженной борьбы за качество. И Владимир Николаевич возглавил ее, обеспечив все необходимые условия производства, в том числе внедрив в 1984 году на гальваническом участке линии цинкования и фосфатирования деталей.
Под знаком почетного пятиугольника
Следует признать: не короток и не скор был путь заводчан к вершинам качества выпускавшейся продукции. Повел по нему трудовой коллектив новый директор Василий Коровин, назначенный летом 1986-го. Правда, поработать ему довелось меньше года – был переведен на бобруйский «Сельмаш».
Зато с молодыми силами возглавил «Сельхозагрегат» энергичный выдвиженец с «Бобруйскферммаша» Михаил Бондаренко, продолживший курс на повышение качества всей номенклатуры товаров. Это при нем благодаря наработкам лучших рационализаторов А.М. Кравцова, М.М. Проскурина, В.Н. Соболевского и других новаторов параметры нашей продукции для полей и ферм возросли.
В 1988 году при плане выпуска ее с Государственным знаком качества на 300 тысяч рублей фактически было произведено на 325 тысяч, что составило более 108 процентов к намеченному. Удельный вес маркированной почетным пятиугольником продукции достигал почти 7 процентов в общем объеме, а количество изделий с красивым символом приблизилось к трем десяткам. Завод специализировался на изготовлении нескольких типоразмеров тормозных систем, которые по кооперации поставлялись «Могилевсельмашу» и «Ровносельмашу», «Орсельмашу» и «Башсельмашу», «Львовхимсельхозмашу» и «Кишиневплодсельхозмашу», другим предприятиям огромного Советского Союза.
Численность трудового коллектива «Сельхозагрегата» достигла 1200 человек, однако завод перестал быть структурным подразделением ПО «Бобруйскферммаш». В 1989-м покинул пост и М.Г. Бондаренко, перешедший на работу первым заместителем председателя городского исполнительного комитета. С окончанием советской эры закончилась на известном бобруйском предприятии и история Знака качества СССР.
Эстафета передана
Но желание и стремление выпускать высококачественную продукцию пусть без знаменитого знака, но со ставшей известной бобруйской маркировкой унаследовали новые поколения заводчан. Тем более что на предприятие вернулся В.В. Коровин, стоявший у истоков аттестации изделий «Сельхозагрегата» на высшую категорию качества. «Второе пришествие» Василия Васильевича совпало со временем больших преобразований в стране. Достигнув численности работающих более 1300 человек в начале 1990-х, предприятие успело побыть арендным, переориентироваться на поставку комплектующих белорусским МАЗу и МТЗ и даже поменять свое название.
Да, ровно тридцать лет назад, в июне 1994 года, на базе арендного предприятия было создано ОАО «ТАиМ» – завод по выпуску тормозных аппаратуры и механизмов. Годы становления независимой Беларуси были для него временем испытаний и поиска новых путей дальнейшего развития. Под руководством нового директора Вадима Ковширко наше акционерное общество прочно заняло нишу снабжения пневмоаппаратурой и тормозными механизмами таких ведущих белорусских предприятий, как минские автомобильный и тракторный, колесных тягачей заводы, БелАЗ, «Амкодор», «Белкоммунмаш», «Гомсельмаш», «Бобруйскагромаш».
С 2010 года уверенно ведет коллектив по пути дальнейшего совершенствования производства и улучшения качества выпускаемых узлов и деталей директор Алексей Луценко.
В.В. Коровин и А.И. Луценко
В авангарде соревнования за выпуск высококачественной продукции идут станочники Р.Н. Белый и Е.А. Брикет, И.Л. Дубовик и А.Г. Лизунов, В.Н. Печень и В.Г. Савин, слесари И.А. Павленко, А.М. Рудой, Д.А. Шумский, наладчики А.А. Каспорович, И.Е. Кулик, Д.В. Лупак, О.А. Смаловский, П.А. Филиппов и многие их товарищи. Завоевав в конкурентной борьбе знак подтверждения соответствия РД-90 ЕЭК ООН, сертификаты соответствия Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, наш ТАиМ стал крупнейшим в СНГ производителем тормозных механизмов и аппаратов. Идя к финишу Года качества, Алексей Иванович и весь трудовой коллектив открытого акционерного общества не скрывают своей уверенности в том, что скоро рядом с товарным знаком на продукции ТАиМ займет свое место и почетный пятиугольник белорусского Знака качества, – заводчанам это по силам.
Александр Казак
Фото автора