«Пушкиниана» в Бобруйском художественном музее: творчество Александра Пушкина остается актуальным и востребованным
64 0
Художественная жизнь Бобруйска богата яркими значимыми событиями. В их число входят совместные проекты Бобруйского художественного музея с российско-белорусским коллекционером и экспертом Дмитрием Черняковым. Многие в нашем городе помнят выставку «Медальерное искусство Страны Советов», состоявшуюся в стенах музея в 2020 году. Экспонировалась коллекция из более трехсот юбилейных и памятных медалей, отражавшая историю развития медальерики за советский период. Любители искусства могут посмотреть видеосюжет о выставке на сайте художественного музея.
В преддверии нового 2025 года открылась выставка «Пушкиниана», новый совместный музейный проект Бобруйского художественного музея и Д. Чернякова, посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Выставку составили экслибрисы, медальерное искусство, миниатюрные и микроминиатюрные книги, скульптура малых форм, лаковые миниатюры. Экспозицию тематически дополнили акварели С. Абрамова, графика В. Самочернова, керамика А. Концуба.
Сотни экслибрисов составили основу экспозиции, предлагая историю восприятия образа А. Пушкина художниками многих союзных республик СССР. Экслибрис достаточно давно перестал быть только печатью или декоративной этикеткой, вклеиваемой в книгу для обозначения владельца. Коллекционные экслибрисы являются самостоятельным направлением миниатюрной печатной графики. При их создании применяются все известные техники гравюры и плоской печати, а также конгрев (объемный оттиск), что можно увидеть в экспозиции. Тиражи коллекционных экслибрисов небольшие, у некоторых произведений – менее десятка, что делает их редкими и ценными экспонатами. В каком-то смысле экслибрис стал элитарным искусством. Для художника работа со столь малым форматом – тончайшая каллиграфия исполнения, прекрасный способ профессионального и интеллектуального самовыражения.
Среди множества имен своими работами в экслибрисе представлены россияне А. Калашников и Н. Стрижак, эстонец Э. Окас, украинцы О. Криворучко и Д. Беккер, белорусские авторы Е. Тихонович, Е. Минин, Г. Грак, Ю. Баранов, Н. Гугнин и Н. Шамрила. Пушкиниана присутствует в произведениях художников Закавказья и Средней Азии. Модернистское представление образа А. Пушкина предлагает современный российский художник Ю. Люкшин. Один из его экслибрисов использован для афиши выставки. Украшением экспозиции стал портрет поэта в исполнении известного мастера офорта Ю. Лаврухина.
Более ста медалей, барельефов и плакет демонстрируют пушкиниану в медальерном искусстве и металлопластике. Как и художники-графики, многие известные медальеры приняли участие в развитии пушкинской темы. Самый старинный экспонат выставки – медаль академика Императорской академии художеств И. Чукмасова 1862 года, созданная к 25-летию гибели поэта: первое посвящение А. Пушкину в медальерном искусстве. Ряд произведений датируются концом XIX – началом XX века, среди которых знаменитая юбилейная медаль М. Скуднова 1899 г.
В экспозиции широко представлена медальерика советского периода. Среди экспонатов знаменитая медаль М. Тульчинского 1937 г. – одна из первых в советской пушкиниане. Полная драматизма бронзовая настольная медаль М. Сальмана, победившая на конкурсе в Париже в 1975 г., и другие его работы. Узнаваемы по характерной объемной лепке произведения А. Королюка, одного из лучших медальеров СССР. Отличаются тончайшей проработкой деталей медали Н. Соколова, эмоциональны образы поэта в работах М. Шмакова, изящны по рисунку медали Б. Кушнира и многих других. Тематика медалей включает всевозможные юбилеи, окружение поэта, цитаты, пушкинские места, все, что так или иначе связано с его именем.
Произведения скульптуры малых форм продолжают сияющие фарфоровой белизной статуэтки поэта, среди которых один из вариантов-эскизов М. Аникушина к памятнику А. Пушкина в Санкт-Петербурге. Есть в экспозиции работа В. Лемпорта с изображением поэта и его героя Е. Онегина на берегу Невы. Тема произведения популярна, поскольку когда-то была предложена и даже озвучена в стихах непосредственно самим А. Пушкиным. Привлекают внимание два бюста, один из которых символично украшен золотым пером.
В экспозиции примерно сотней экспонатов представлена и книжная пушкиниана. Только в миниатюрных и микроминиатюрных изданиях – «Евгений Онегин», поэмы и сказки, стихи и эпиграммы. Некоторые миниатюрные собрания сочинений поэта вышли в двух и трех томах, а отдельные – сериями. Самое же малое издание имеет размер страниц 2х1,5 см.
Еще одна часть экспозиции – шкатулки с лаковыми миниатюрами на сюжеты любимых с детства пушкинских сказок и некоторых известных произведений. Это тоже каллиграфия, но уже живописная. Среди сюжетов выставки дважды представлена тема Лукоморья из «Руслана и Людмилы» в исполнении мастеров Палеха и Холуя, в тончайших росписях Палеха – битва Руслана с головой. Царевна-Лебедь, мертвая царевна и другие сюжеты – тоже работы художников Палеха. «Сказка о рыбаке и рыбке» в интерпретации школы Холуя, «Метель» из «Повестей Белкина» – Мстера и другие сюжеты.
Пушкинская тема встречается в творчестве и бобруйских художников, их произведения стали органичной частью экспозиции. Прежде всего шесть акварелей С. Абрамова из серии «История одной жизни». Художник с удивляющей точностью отображает пушкинские места, изображаемые обстоятельства и сам дух того времени. Представлены также две графические работы В. Самочернова, созданные к 200-летию поэта: рисунок углем «Разговор А. Пушкина и И. Пущина» и рисунок пером тушью «А. Пушкин и Н. Гончарова на балу». Керамические «Портретики» А. Концуба создавались по мотивам набросков на полях в рабочих тетрадях поэта.
Уже открытие выставки показало, что творчество А. Пушкина остается актуальным и востребованным. Среди посетителей было много знатоков и ценителей, большое количество молодых людей. Тотчас завязалось общение, звучали стихи, возникали дискуссии.
Выставка «Пушкиниана» в Бобруйском художественном музее продлится до 23 февраля 2025 г.
Геннадий Благутин, старший научный сотрудник Бобруйского художественного музея