Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

«Пушкиниана» в Бобруйском художественном музее: творчество Александра Пушкина остается актуальным и востребованным

64 0

«Пушкиниана» в Бобруйском художественном музее: творчество Александра Пушкина остается актуальным и востребованным

Художественная жизнь Бобруйска богата яркими значимыми событиями. В их число входят совместные проекты Бобруйского художественного музея с российско-­белорусским коллекционером и экспертом Дмитрием Черняковым. Многие в нашем городе помнят выставку «Медальерное искусство Страны Советов», состоявшуюся в стенах музея в 2020 году. Экспонировалась коллекция из более трехсот юбилейных и памятных медалей, отражавшая историю развития медальерики за советский период. Любители искусства могут посмотреть видеосюжет о выставке на сайте художественного музея.

В преддверии нового 2025 года открылась выставка «Пушкиниана», новый совместный музейный проект Бобруйского художественного музея и Д. Чернякова, посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Выставку составили экслибрисы, медальерное искусство, миниатюрные и микроминиатюрные книги, скульптура малых форм, лаковые миниатюры. Экспозицию тематически дополнили акварели С. Абрамова, графика В. Самочернова, керамика А. Концуба.

Информация! Д. Черняков широко известен в среде музейщиков и коллекционеров не только собраниями музейного уровня, но и профессиональным знанием предмета – по каждому экспонату дает исчерпывающую информацию о происхождении, художественных достоинствах и коллекционной ценности. Выставки его коллекций не единожды проходили в Бобруйске. Творчество Пушкина и пушкинская тема в искусстве – в числе наиболее интересных для него направлений коллекционирования, благодаря чему выставка многообразно представлена разными видами изобразительных и декоративно-­прикладных искусств.

Сотни экслибрисов составили основу экспозиции, предлагая историю восприятия образа А. Пушкина художниками многих союзных республик СССР. Экслибрис достаточно давно перестал быть только печатью или декоративной этикеткой, вклеиваемой в книгу для обозначения владельца. Коллекционные экслибрисы являются самостоятельным направлением миниатюрной печатной графики. При их создании применяются все известные техники гравюры и плоской печати, а также конгрев (объемный оттиск), что можно увидеть в экспозиции. Тиражи коллекционных экслибрисов небольшие, у некоторых произведений – менее десятка, что делает их редкими и ценными экспонатами. В ­каком-то смысле экслибрис стал элитарным искусством. Для художника работа со столь малым форматом – тончайшая каллиграфия исполнения, прекрасный способ профессионального и интеллектуального самовыражения.

Среди множества имен своими работами в экслибрисе представлены россияне А. Калашников и Н. Стрижак, эстонец Э. Окас, украинцы О. Криворучко и Д. Беккер, белорусские авторы Е. Тихонович, Е. Минин, Г. Грак, Ю. Баранов, Н. Гугнин и Н. Шамрила. Пушкиниана присутствует в произведениях художников Закавказья и Средней Азии. Модернистское представление образа А. Пушкина предлагает современный российский художник Ю. Люкшин. Один из его экслибрисов использован для афиши выставки. Украшением экспозиции стал портрет поэта в исполнении известного мастера офорта Ю. Лаврухина.

Более ста медалей, барельефов и плакет демонстрируют пушкиниану в медальерном искусстве и металлопластике. Как и художники-графики, многие известные медальеры приняли участие в развитии пушкинской темы. Самый старинный экспонат выставки – медаль академика Императорской академии художеств И. Чукмасова 1862 года, со­зданная к 25-летию гибели поэта: первое посвящение А. Пушкину в медальерном искусстве. Ряд произведений датируются концом XIX – началом XX века, среди которых знаменитая юбилейная медаль М. Скуднова 1899 г.

В экспозиции широко представлена медальерика советского периода. Среди экспонатов знаменитая медаль М. Тульчинского 1937 г. – одна из первых в советской пушкиниане. Полная драматизма бронзовая настольная медаль М. Сальмана, победившая на конкурсе в Париже в 1975 г., и другие его работы. ­Узнаваемы по характерной объемной лепке произведения А. Королюка, одного из лучших медальеров СССР. Отличаются тончайшей проработкой деталей медали Н. Соколова, эмоциональны образы поэта в работах М. Шмакова, изящны по рисунку медали Б. Кушнира и многих других. Тематика медалей включает всевозможные юбилеи, окружение поэта, цитаты, пушкинские места, все, что так или иначе связано с его именем.

Произведения скульптуры малых форм продолжают сияющие фарфоровой белизной статуэтки поэта, среди которых один из вариантов-эскизов М. Аникушина к памятнику А. Пушкина в Санкт-Петербурге. Есть в экспозиции работа В. Лемпорта с изображением поэта и его героя Е. Онегина на берегу Невы. Тема произведения популярна, поскольку когда-то была предложена и даже ­озвучена в стихах непосредственно самим А. Пушкиным. Привлекают внимание два бюста, один из которых символично украшен золотым пером.

В экспозиции примерно сотней экспонатов представлена и книжная пушкиниана. Только в миниатюрных и микроминиатюрных изданиях – «Евгений Онегин», поэмы и сказки, стихи и эпиграммы. Некоторые миниатюрные собрания сочинений поэта вышли в двух и трех томах, а отдельные – сериями. Самое же малое издание имеет размер страниц 2х1,5 см.

Еще одна часть экспозиции – шкатулки с лаковыми миниатюрами на сюжеты любимых с детства пушкинских сказок и некоторых известных произведений. Это тоже каллиграфия, но уже живописная. Среди сюжетов выставки дважды представлена тема Лукоморья из «Руслана и Людмилы» в исполнении мастеров Палеха и Холуя, в тончайших росписях Палеха – битва Руслана с головой. Царевна-­Лебедь, мертвая царевна и другие сюжеты – тоже работы художников Палеха. «Сказка о рыбаке и рыбке» в интерпретации школы Холуя, «Метель» из «Повестей Белкина» – Мстера и другие сюжеты.

Пушкинская тема встречается в творчестве и бобруйских художников, их произведения стали органичной частью экспозиции. Прежде всего шесть акварелей С. Абрамова из серии «История одной жизни». Художник с удивляющей точностью отображает пушкинские места, изображаемые обстоятельства и сам дух того времени. Представлены также две графические работы В. Самочернова, созданные к 200-летию поэта: рисунок углем «Разговор А. Пушкина и И. Пущина» и рисунок пером тушью «А. Пушкин и Н. Гончарова на балу». Керамические «Портретики» А. Концуба создавались по мотивам набросков на полях в рабочих тетрадях поэта.

Уже открытие выставки показало, что творчество А. Пушкина остается актуальным и востребованным. Среди посетителей было много знатоков и ценителей, большое количество молодых людей. Тотчас завязалось общение, звучали стихи, возникали дискуссии.

Выставка «Пушкиниана» в Бобруйском художественном музее продлится до 23 февраля 2025 г.

Геннадий Благутин, старший научный сотрудник Бобруйского художественного музея