Уже через восемь лет после утверждения Государственного знака качества СССР и всего через три от момента начала выпуска первая наша шина была аттестована на высшую категорию качества. Еще через два года покрышка для трактора «Беларус» была удостоена важного и красивого символа с буквами «СССР». А в конце 1970-х на него были аттестованы и другие девять бобруйских шин – ровно половина из выпускавшихся тогда на предприятии. Старт был взят насколько стремительный, настолько и продуктивный.
Лиха беда начало…
Наглядное тому подтверждение – фото в заводском альбоме, подписанное так: «Первая продукция ПО «Бобруйскшина», удостоенная Государственного знака качества». Альбом датирован 1980 годом. На снимке инженер по нормированию Валентина Кругаль представляет бобруйскую продукцию с эмблемой, которая была в нашем городе еще в новинку многим. Какие же изделия «Белшины» стали первыми ее обладателями?
В середине лета 1975-го государственная аттестационная комиссия подписала акт о присвоении Государственного знака качества самым большим на тот момент шинам для жодинских «БелАЗов-548, -540», а также для выпускавшегося «Ростсельмашем» комбайна «Нива». Позднее так же маркировалась и средняя по размерам шина для карьерных самосвалов «БелАЗ» грузоподъемностью до 30 тонн; между прочим, она, но уже модернизированная, выпускается на предприятии и сегодня. Самая маленькая шина с почетным пятиугольником предназначалась для дорожно-строительных машин.
Буквально в последний день февраля 1976 года первые покрышки на только что сданном в эксплуатацию заводе массовых шин выдали на-гора одни из лучших сборщиков Юрий Довнар и Виктор Колпаков, впоследствии кавалер ордена Трудового Красного Знамени. А уже в следующем одна из моделей их – для тракторов семейства «МТЗ» – тоже была удостоена заветного символа. Конечно, в качественном продукте воплотился труд многих шинников и в их числе целых династий Козловских, Подоляк, Шило, Лазовских, Казакевичей, Панадысеевых, Ковалевых, Кистановых, Кравцовых, Шапоткиных и других.
Чтобы «Жигули» побежали
Но главной продукцией нашего гиганта нефтехимии должны были стать, безусловно, шины для легковых машин. Именно по ним большинство потребителей оценивало качество такого ходового, в буквальном смысле, товара. И наш ЗМШ постарался! Не только помог большой стране в выпуске самого массового автомобиля «Жигули», снабдив Волжский автозавод необходимым количеством комплектующих шин, но и добился сначала сносного, а потом и отличного качества покрышек. Многие помнят, а некоторые до сих пор ездят на легендарных «инках», «бишках» и «мишках». Неслучайно их вулканизаторщики Василий Малутин и Иван Шиколай, сборщики Иван Лукашевич и Людмила Лукина как лучшие среди лучших были награждены соответственно орденами и медалями. Ну а слаженную работу всего сборочного цеха №3 завода, откуда отгружали на берега Волги автообувь, обеспечивал в ту пору молодой и талантливый руководитель Валерий Барташевич, тоже, кстати, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени. Руководил производственным объединением в то время заслуженный рационализатор РСФСР Владимир Александрович Суровцев.
К середине лета 1980 года на заводе массовых шин нашего объединения была собрана миллионная «жигулевская» автопокрышка. Легковые металлокордные, они отправлялись во все концы Российской Федерации, в Казахстан и другие республики еще огромного СССР. К концу года три типоразмера бобруйских шин аттестуются на Знак качества, доведя линейку соответствующих лучшим мировым образцам до 12 наименований. И на ней уже тесно: в марте 1981-го идет в серию сверхнизкопрофильная, а в сентябре – конкурентка Michelin ИН-251, получившая сертификат качества и знак международного стандарта Е5. Рывок происходит, когда во главе «Бобруйскшины» находится Анатолий Павлович Химаныч – кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, «Знак Почета» и многих медалей.
Серьезным машинам – надежные шины
Кроме относительно легкой обувки для малолитражек, производственное объединение в нашем городе планомерно наращивает выпуск шин для сельскохозяйственной и строительной техники, городских автобусов и карьерных самосвалов. В новом цехе завода крупногабаритных шин в 1984-м начинается выпуск уникальных покрышек для 75- и 120-тонных «БелАЗов». С началом «перестроечного» 1985 года на отстроенном и оборудованном японскими техническими и технологическими новинками заводе сверхкрупногабаритных шин была изготовлена первая просто гигантская покрышка для автобогатырей из Жодино. Тогда же качество белорусской шинной продукции признали партнеры в США, куда начались поставки сверхкрупногабаритных.
Работавший как раз в тесном контакте с японскими поставщиками и наладчиками главный инженер, а затем секретарь парткома ПО «Бобруйскшина» Иван Семенов рассказывал любопытные истории о сотрудничестве с ними. Одна из них такая: «Побывав в Японии, поработав на приемке и установке оборудования, я понял, как нужно подстроиться под иностранных шеф-монтажников. Сумел убедить наших руководителей, что чем внимательнее мы отнесемся к личным нуждам зарубежных командированных, тем быстрее и качественнее будет выполнена работа, а значит, сокращены сроки их пребывания и минимизированы наши расходы. Мне и японцам пошли навстречу: в гостинице «Юбилейная», где они жили в двух номерах, оборудовали отдельную кухню для приготовления их национальных блюд и прачечную. А когда через «Техмашимпорт» им доставили с родины рис, они просто прониклись к нам уважением и работали на монтаже уникального оборудования ответственно и кропотливо, терпеливо объясняя все тонкости действия механизмов». Как показало время, и японцы поработали на совесть – только за последующие десять лет завод СКГШ бобруйского объединения выпустил более 105 тысяч шин для наших волатов марки «БелАЗ».
Не надо количеству переходить в качество – пусть растут вместе!
Но не устоял на ногах исполин с именем СССР. Вместе с псевдоперестроечными процессами в нем не избежал реформ ради реформ и гигант нефтехимии Беларуси. По моде тех лет стали кроить и перекраивать названия, промышленные структуры и подразделения, менять в угоду эфемерным прожектам руководителей. ПО «Бобруйскшина» в 1990-м было ликвидировано, а на его базе создали пусть не однодневки, но без грамотной проработки последствий самостоятельные завод КГШ, завод массовых шин, завод СКГШ и даже завод полимерного машиностроения – парад суверенитетов происходил не только на территории Советского Союза. Затем эти предприятия снова собрали в ассоциацию, а через два года вновь объединили в комбинат. Конечно, о былом Знаке качества уже и разговоров не велось, поскольку не стало его родителя СССР.
Но в условиях наезжавшего очень даже дикого рынка требований к качеству продукции так же легко отменить, как это сделали с великой державой, было невозможно. Благо, Белорусский шинный возглавил в то время верный уроженец и приверженец Союза, а не какой-нибудь Джон, родства не помнивший, Аркадий Кириллович Поляков. Он уверенно подхватил эстафету дедов и отцов предприятия и не позволил ни себе, ни коллективу уронить марку качества продукции БШК «Белшина».
Не было уже маркировки стильным пятиугольником, но на смену ему пришли многочисленные свидетельства, сертификаты, грамоты, дипломы, медали многочисленных международных выставок, автосалонов, ярмарок и прочих форумов, удостоверявшие по-прежнему высокое качество обуви для машин, сработанной на берегах Березины. При нем белорусские шины экспортировались во все страны СНГ и в более чем два десятка государств мира. И теперь на черных, как вороненый ствол автомата, боках наших покрышек красуется символ Беларуси – зубр. Пусть ареал его распространения по миру ширится по всем меридианам и параллелям! И пусть поможет этому второй не менее симпатичный логотип – Знак качества Беларуси, учрежденный в нынешнем Году качества! Судя по появившимся недавно интервью сегодняшнего генерального директора ОАО «Белшина» Александра Ковалева, трудовой коллектив готов к продолжению традиций бобруйских шинников и взятию новой вершины.
Александр Казак
Фото из открытых источников Интернета
P.S. Автор благодарит сотрудников Бобруйского зонального государственного архива в лице его директора Елены Дмитриевны Заяц за оказанное содействие в подготовке материала.