Самый крупный в Беларуси и крупнейший в Европе Бобруйский деревообрабатывающий комбинат стал зримым детищем первой советской пятилетки в 1929 году. В преддверии юбилея и сегодня значимого для экономики города, области и страны предприятия обратимся к его насыщенной и интересной истории, предлагая читателям цикл материалов, основанных на архивных документах.
Как выбор пал на Бобруйск
Экономическое обоснование возведения крупного комбината именно на берегу Березины в нашем городе зиждилось на наличии самой реки и больших лесных массивов на ее берегах. Наряду с нашим городом на размещение лесокомбината претендовала и расположенная южнее Речица. Но решение было принято о строительстве предприятия в Бобруйске, расположенном в более удобном месте как для доставки леса в плотах, так и для вывоза готовой продукции благодаря развитой системе сплава по притокам Березины и отправки пиломатериалов железнодорожным транспортом. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в Бобруйске традиционно были развиты лесопиление и деревообработка с подготовленными кадрами рабочих и специалистов.
Сооружаемый комбинат был призван заменить собой три лесопильных завода в самом городе на Березине, «Спартак» в Гродзянке, фанерный цех и часть лесопильного на заводе «Коминтерн». С вводом лесокомбината подлежали ликвидации четыре лесопильных завода и две фанерные фабрики, оборудованные 12 лесопильными рамами, 2 фанерными агрегатами, 4 комплектами для бочарного производства, 3 стружечными и 4 ребровыми станками.
Года не прошло…
Уже к октябрю 1927 года от станции Бобруйск пролегла 5-километровая железнодорожная ветка к строящемуся гиганту деревообрабатывающей промышленности. И пока отделывали железнодорожное полотно, возводили бетонный мост через ручей Днепрец, на сортировочной станции комбината устанавливали опоры и стропила для навеса, а в лесопильном цехе готовили фундаменты для оборудования, стеклили фонари – оконные проемы в крыше. Из будущего бассейна на берегу Березины было уже вывезено около 30 тысяч кубометров грунта, там же были установлены самотасы, что говорило о финишном этапе работ на этом объекте.
Одновременно был заложен фундамент фанерного завода, началась кладка его стен, были заготовлены стропила. Вчерне было закончено и здание управления комбината. А в день 7 ноября после открытия железнодорожной ветки была торжественно произведена закладка электростанции и клуба предприятия. За первый год возведения лесокомбината строители освоили свыше 840 тысяч рублей, правда, 376 тысяч в этой сумме составила стоимость закупленного оборудования – импортных в основном станков и механизмов.
Импорт тогда еще не замещали
Да, речь об импортозамещении в годы первой пятилетки пока не шла. Мощный лесопильный завод бобруйского ее первенца оснащался, как говорится, по последнему слову техники. А оно было за западными производителями. На лесопильный завод, например, поступили шесть лесопильных рам шведской фирмы Болиндера, каждая из которых могла переработать до 5 тысяч кубофутов сырья, что позволяло довести производительность всего завода до 5 миллионов кубов. Таким же прогрессивным оборудованием комплектовались и другие производственные участки комбината. У фирмы Кислинга в Австрии были закуплены машины для фанерного завода, для него же в Германии приобрели станки для резки фанеры и паровые котлы.
Естественно, эффективность использования немалых ассигнований находилась под контролем партийных и хозяйственных органов, вплоть до Москвы. Тем не менее централизация не мешала высоким темпам возведения крупнейшего деревообрабатывающего предприятия как в СССР, так и в Европе. На два оставшихся года строительства Бобруйского лесокомбината предполагалось выделить не менее двух с половиной миллионов рублей.
Под эгидой центра
С первых месяцев реализации масштабного проекта наш будущий богатырь не был обделен вниманием и белорусских властей. На престижном объекте в нашем городе на Березине часто бывали руководители партии и правительства БССР, его не забывала как союзная, так и республиканская пресса. Еще в первый год строительства на нем несколько раз побывал нарком рабоче-крестьянской инспекции БССР Август Калнин, много, к слову, хлопотавший об обеспечении всем необходимым бобруйской стройки. Вот и осенью 1927-го, когда до ввода комбината в эксплуатацию оставалось два года, член правительства с работниками Лесбела и главным инженером строительства Шляпниковым обошел возводимые корпуса и только что открытую железнодорожную ветку.
Тогда печатный орган ЦК КП(б)Б газета «Рабочий» так освещала его приезд: «…При прощании рабочие обещали тов.Калнину выполнить работу в срок. Новый комбинат будет назван именем Октябрьской революции.
В беседе с корреспондентом «Рабочего» тов. Калнин поделился впечатлениями от строительства: «Сооружение комбината бесспорно свидетельствует о том, что мы в самом деле строим социализм. Это до мелочей механизированное предприятие, замечательно распланированное, является для белорусской промышленности огромным достижением. По всему видно, что строительство комбината ведется экономно, с наибольшей рационализацией. Строители вполне на высоте».
Александр Казак.
Иллюстрации
из открытых источников интернета.