Ностальгия по стране счастливого детства. Откровенный разговор с белорусом, уехавшим в США
95 0
…16 лет назад судьба Дмитрия КУЛЕВЦА выдала пируэт, к которому он был не готов, но и поделать ничего не мог, так как был несовершеннолетним. Его родители воспользовались какими-то инструментами родства (конкретики Дмитрий не рассказал, да и я особо не настаивал – дела семейные) и вывезли сына на ПМЖ в США. Еще вчера парень собирался поступать в университет, встречался с замечательной девушкой, посещал кружки, занимался футболом, строил планы на длинную и прекрасную жизнь, а уже через несколько недель лишился всего привычного, любимого и родного.
Дима запомнился мне парнем, полным планов и надежд, улыбчивым и скромным. Мы хорошо общались, несмотря на разницу в несколько лет, и его скорый отъезд тогда стал для меня большой потерей. 15 лет я ничего о нем не слышал, а тут вдруг подарок к Новому году – «стучится» в друзья в Instagram возмужавший, подросший, в окружении двух детей и красавицы-жены мужчина с белоснежной улыбкой. Не сразу узнал я в нем худого и длинного подростка, а когда пришло понимание, что это мой потерянный друг детства, нахлынуло крепко.
Естественно, заобщались вовсю, делились прошлым и настоящим, а в середине лета договорились встретиться в Москве. Конечно же, делились тем, как и чем живем, расспрашивали друг друга обо всем на свете. А главное – регулярно разбивали стереотипные представления друг друга. И даже временная разница не была нам помехой.
На мой вопрос, каково это – жить в Америке (Калифорния – прим. автора), Дима рассмеялся смайликами и сказал, что Америка, по сути, не страна-единый организм, а словно множество маленьких стран в теле одной, со своими правилами, законами и отличиями буквально во всем.
– Ситуация может существенно различаться от штата к штату, и ответ на твой вопрос будет зависеть от конкретного места. Даже внутри Калифорнии жизнь в Сан-Франциско отличается от жизни в Лос-Анджелесе, а жизнь в каком-нибудь забытом Реддинге совершенно не похожа на жизнь в Сан-Диего. Многие почему-то думают, что стоит только добраться до этого демократического Эдема, как тут же изменится и наладится к лучшему и все мечты разом осуществятся! Но на самом деле все иначе, и первые несколько лет жизни тут – сложнейший период для любого иммигранта. Тяжелейшая адаптации и культурный шок обеспечены. Взять хотя бы систему измерений – она очень тупая и максимально неудобная, и привыкнуть к этому – тот еще подвиг. 60 градусов по Фаренгейту – это прохладно, а вот 80 – уже жарковато. Чтобы получить идеальную комнатную температуру в 25 градусов по метрической системе, нужно отнять 32 и умножить на 0,55 – поначалу это выматывало. То же самое с дюймами, милями, фунтами: пока привыкнешь, с ума сойдешь.
Правда ли, что США завалена бездомными всех мастей во всех уголках страны? Ответ был однозначен: правда. И даже преуменьшенная – масштабы проблемы в разы страшнее.
– Бездомных и психопатов на улицах городов тьма, и за 16 лет их количество увеличилось настолько, что кажется, будто они стали основным элементом городского пейзажа. В 2011 году, например, я мог без опасений прогуляться по району Тендерлойн в Сан-Франциско даже ночью, но сейчас и при свете дня мне бы не пришло в голову рискнуть и появиться там. Палаточные городки вдоль шоссе, под мостами или вдоль водных коллекторов стали нормой, которую местные жители стараются игнорировать. Не самый лучший индикатор благополучия штата, но факт остается фактом: если у людей нет денег на жилье, они уходят на улицу, откуда их не спешат прогонять. В демократическом обществе разгон бездомных, как бы смешно ни звучало, – это не просто нарушение прав, а целая трагедия. Они могут просто кричать, а могут мочиться на улице, например на Аллее звезд, или в центральном парке Нью-Йорка спать на всех свободных лавочках. Такова цена прав и свобод человека. Важно, в каком районе живешь: на одной стороне улицы может быть страшное гетто, а на другой – дорогие рестораны и заведения. Это типичная картина для США. Для понимания: на территории США проживают почти 600 тысяч бездомных, это огромное количество.
Стоимость жилья – космическая. Дима долго смеялся, узнав цены на жилье на частный дом или квартиру в Бобруйске, а потом шокировал меня какими-то совершенно неприличными цифрами в США.
– Это продолжение вопроса о бездомных. За последние 10 лет цены на жилье выросли вдвое: приличный дом дешевле чем за один миллион долларов в хорошем районе не найдешь, а аренда самого дешевого клоповника выйдет в две тысячи зеленых в месяц. А, и да: тот самый дом за миллион будет в лучшем случае конца шестидесятых со всеми вытекающими отсюда последствиями – старые проводка, водопровод, канализация и так далее. Реально покупку недвижимости в Калифорнии могут позволить себе лишь процентов пятнадцать населения, а большинство вынуждены до конца своих дней ютиться по арендным квартирам. У людей просто нет денег на свой угол, хоть лоб на работах (да, многие работают на двух и даже трех) расшиби.
С налогами, по словам Димы, тоже «печалька»: мало того что они «конские», так еще и названы страшным словом «прогрессивные». Чем больше денег заработаешь, тем больше отдашь.
– Налог штата здесь прогрессивный, может и до 15% добраться. Еще есть федеральный налог около 30% и налог на недвижимость, который в Калифорнии в среднем составлят 1,2% от рыночной стоимости дома. Домик «всего» за миллион прибавит $12000 в год сверху только налогов на его владение.
Все очень далеко. Нет, не так, ОЧЕНЬ!!! (сохраняю стиль написания Димы), и это проблема. Без машины там себя чувствуешь просто улиткой, а общественный транспорт – кошмар и ужас.
– Если ты живешь не в условном Нью-Йорке, то без машины ты как без ног. Америка – страна машин. Сходить в магазин, на детскую площадку, добраться до работы – нужен автомобиль. Тротуаров почти нет, пеших прогулочных зон в достаточном количестве не наблюдается. Автобусы ходят раз в час, метро тоже нет. Либо такси, либо своя машина. Но это опять не касается Нью-Йорка и еще парочки мегаполисов. А дороги далеко не везде идеальные, и это еще мягко сказано, местами откровенно убитые. Мусор, по ощущениям, убирают лишь дважды в год. И самое грустное – все здесь с сереньким и неприметным дизайном. Вот я часто ностальгирую по Беларуси, подписан на нескольких топовых фотографов и блогеров, рассматриваю их фото – все у вас красивое, тут парк, тут статуя, тут милый арт на стене с котиками, и все сделано тонко и со вкусом. Здесь такого нет, к сожалению.
Цены на все – в космосе, и это расплата за средний высокий доход работающего населения и за экономическую нагрузку в виде миллионов мигрантов, которые не вносят в бюджет ни цента.
– Что хочу отметить сразу, так это очень дорогие человеческие услуги. Вызов обычного сантехника – сто долларов вынь из кармана, и это без стоимости работ. За рассмотрение анкеты на съем жилья сразу готовься расстаться с двумя сотнями. Однажды я ненароком захлопнул машину с ключом внутри, приехал специалист, открыл за 15 секунд и уехал с сотней зеленых. И так во всем. Живешь и думаешь: хоть бы ничего не сломалось, не оторвалось и не протекло. Стоматология – это вообще кошмар наяву, я уверен, что все люди в день рождения желают друг другу здоровых зубов. Обычный пульпит обойдется в 1000 (!) долларов, один среднего качества имплант – от 3000 долларов. К слову, о медицине. Чтобы купить несчастный хлоргексидин, тебе нужен рецепт врача, и так почти со всеми лекарствами, а это очень усложняет жизнь при болезни.
Вообще в Штатах вся медицина частная, страховая и очень дорогая. Если у тебя не будет хорошей страховки, то дешевле умереть, серьезно. Медицинские счета находятся в топе причин банкротства американцев, а приличная страховка на семью стоит около 2 тысяч долларов в месяц.
По рассказу Димы становится понятно, что, несмотря на все свободы и защиты многочисленных прав всех подряд, сама по себе ценность человека здесь измеряется прежде всего в пользе для работодателя.
– Если ты не представляешь никакой ценности для работодателя, то таких, как ты, за дверями сотни, если не тысячи. Получать будешь минимальную зарплату – около 8-9 долларов в час, с которой еще придется заплатить пусть и минимальные, но налоги. В результате зарплата приблизительно 1500 долларов, и из нее надо будет оплатить жилье, долю медицинской страховки, налоги, страховку на машину, да и в целом много других расходов. В общем, при таком раскладе придется считать и экономить каждый цент. И для тех, кто думает, что тут рай: предстоит много и тяжело работать, а не просто просиживать штаны в надежде, что вас не уволят. В Штатах трудовое законодательство, по сути, миф. Могут уволить в любое время без объяснения причин. Опоздал пару раз, ошибся в чем-то или нагрубил клиенту – считай, что рабочий день закончится в ту же минуту. И всем на тебя будет плевать.
Больной темой для моего собеседника была и остается тема разнообразных меньшинств, которые полностью затмили нормальность. Выросший в традиционной семье, он за 16 лет так и не смог к этому привыкнуть.
– Гендерное разнообразие, возможность самому выбирать свой пол, идентификация себя как представителя противоположного пола, туалеты для тех, кто еще не определился, к мужчинам или женщинам он относится, – не могу к этому относиться толерантно. Никогда не смогу. Для меня не может быть нормой, что во многих штатах ребенок может в 10 лет решить, что он иного пола, и начать пить стероиды или даже заставить родителей оплатить ему операцию. Это чушь и бред, это кошмар, но Америка очень гордится таким уровнем свободы. А мне не по себе от этого.
Напоследок поговорили о насущном – о ностальгии по прошлому и проявляется ли она у Димы, учитывая, как рано он покинул Беларусь. С радостью услышал положительный ответ.
– Обязательно приеду на Родину, когда все в мире перестанут сходить с ума и помирятся. Я люблю свою страну, несмотря ни на что, и неважно, где я сейчас. Беларусь подарила мне счастливое детство, о ней у меня остались только самые теплые воспоминания, и я очень рад, что этот цветущий кусочек земли не знает, что такое война, ЛГБТ, БЛМ и прочее, чего бы я и врагу не пожелал. Продолжайте в том же духе, вы большие молодцы! Обязательно увидимся!