Бобруйский новостной портал BOBRlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Бобруйский портал — Бобруйск новости — бобр лайф — бобрлайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — бж — bobrlife

Не надо изобретать электросамокат! Многое из истории наших субботников можно использовать сегодня

61 0

Не надо изобретать электросамокат! Многое из истории наших субботников можно использовать сегодня

Молодая коллега, обнаружив в архивных фондах вверенного ей учреждения документ, повествующий о проведении воскресника «по очистке города» в недавно освобожденном Бобруйске 1944 года, с некоторым удивлением заметила: «Вот, раньше были воскресники, а теперь исключительно субботники». Порекомендовав ознакомиться с решением горисполкома более чем 80-летней давности, любезно переправила его скан по электронной почте.

«С целью приведения в культурный вид…»

Вряд ли в послевоенном нашем городе так же цитировали строки из «Золотого теленка» о «высококультурном месте – Бобруйске», как это делают в наши дни. Тогда проза жизни была посуровее и позлободневнее. Учитывая, что мы приближаемся к памятной дате 80-летия Великой Победы, приведу небольшую выдержку из довольно лаконичного документа: «Три года немецкой оккупации изменили город до неузнаваемости. Немецко-фашистские варвары разрушили фабрики и заводы, многие кварталы сожжены дотла, сметены с лица земли. На месте их остались груды развалин, обломков и пепелища. На улицах города валяется много разбитых, сожженных автомашин и повозок, колючей проволоки, имеется большое количество ям и воронок. Городской сад, сад пионеров и школьников, все парки изрыты траншеями, в них вырублены деревья.

В целях скорейшего восстановления города и приведения его в надлежащий культурный вид исполнительный комитет Бобруйского городского Совета депутатов трудящихся решил:

1. 15 октября 1944 г. с 9 до 15 часов провести массовый воскресник по очистке улиц, засыпке ям и траншей, расчистке коммунальных и заводских площадок.

2. На воскресник привлечь все население города…»

И хоть сегодня наша столица Приберезинского края, слава Богу, не изрыта траншеями, окопами и воронками, приложить руки по ее дальнейшему благоустройству всегда есть где. Но и опыт организации тех послевоенных воскресников достоин повторения в наших сегодняшних субботниках. Например, из того же решения, подписанного председателем горисполкома, прославленным в прошлом комиссаром 1-й Бобруйской партизанской бригады Дмитрием Александровичем Лепешкиным, явствует, что к участию в очистке территории, кроме трудовых коллективов заводов, фабрик, промартелей и ЖАКТов, привлекались и армейские подразделения, мощная техника гарнизона. За его воинами конкретно были закреплены улицы Урицкого и Шмидта. Кстати, о подобной практике рассказывал мне и генерал-лейтенант Станислав Степанович Румянцев: в бытность его командующим 5-й гвардейской танковой армией за воинскими коллективами в Бобруйске были закреплены для поддержания порядка улица Бахарова и памятники в честь павших героев. Таким традициям, полагаю, просто суждено жить в нашем городе воинской славы, удостоенном вымпела «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны».

Не только воскресники и субботники

Обретя после освобождения статус областного центра, Бобруйск начал масштабировать практиковавшиеся субботники и воскресники. Замечу для молодых наших читателей: такие формы организации безвозмездного труда начали входить в быт населения страны победившего Октября с «праздника освобожденного труда», в котором 1 мая 1920 года принял участие создатель СССР Владимир Ильич Ленин. Поэтому проведение субботников, долгое время называвшихся ленинскими и коммунистическими, в нашей независимой Беларуси – дань красивой и полезной традиции. С таким же энтузиазмом трудящиеся участвовали и в воскресниках. А вот о широко распространенных в более ранние 1920-е неделях, декадниках и месячниках нынче начали забывать.

Между тем ровно 80 лет назад в начале апреля 1945-го более 12 тысяч бобруйчан принимали участие в семидневке по очистке города. Наибольшую активность проявили коллективы кондитерской фабрики «Красный пищевик», ­ликерно-водочного завода, мясокомбината, электростанции, управления связи и артели «8 Марта».

Той же весной – с 27 марта по 5 апреля – горисполком объявил декадник «в целях приведения города в надлежащее санитарное состояние и предупреждения населения от развития острых желудочно-­кишечных заболеваний» и обратился к бобруйчанам с призывом активно включиться в это дело.

Со своей стороны Бобруйский областной исполнительный комитет принял постановление 29 марта о проведении во всех городах и райцентрах области с 1 апреля по 1 мая 1945 года месячника по «приведению их в надлежащий культурный вид». В соответствии с документом для лучших предприятий и отдельных граждан, «которые покажут примеры сознательной работы», предусматривалось награждение грамотами исполкома областного Совета депутатов трудящихся.

Конечно, в условиях послевоенного восстановления города необходимость безвозмездного и напряженного труда ни у кого не вызывала сомнений, а тем более – нежелания в приложении усилий к возвращению Бобруйску цветущего вида. Да и как могло быть иначе: ведь в мирной довоенной жизни все так любили практиковавшиеся тогда дни, декады и месячники культуры и искусства областей или БССР и других республик в Минске или Москве; чтобы к ним вернуться, блеснуть талантами и повеселиться, и нужно было реанимировать разрушенную захватчиками инфраструктуру. Все понимали: чтобы десять дней петь и танцевать, можно месяц и поработать как следует.

Немного о распределении обязанностей

Вообще-то, нашим предшественникам было сложнее жить и работать. И не только из-за разрушительных последствий войны, недостаточного уровня ­материально-технического обеспечения или несовершенства административных структур. Конечно, они не читали тогда еще неопубликованного «Собачьего сердца» Булгакова, где профессор Преображенский разъяснял, что разруха не в клозетах, а в головах наших. Но дедушки и бабушки, отцы и матери наши хорошо это понимали и потому выходили с песнями, лопатами и метлами поработать на благо своего города и всей будущей жизни, а значит, и для нас сегодняшних.

Песни и оркестры звучали на субботниках и воскресниках в Бобруйске 1945-го. Но была и прозаическая конкретика, которой нам сегодня порой не хватает. Например, объявляя месячник с 11 мая по 10 июня, ­горисполком обязывал руководителей предприятий, организаций и учреждений, а также персонально начальника горжилуправления, уличные комитеты и частных домовладельцев «незамедлительно приступить к полной очистке своих усадеб и прилегающих территорий улиц и тротуаров». Директору «горводопровода тов. Ждану» предписывалось закончить ремонт всех водоразборных колонок до 25 мая, а колодцев общественного пользования – до 1 июня. Заведующий городским коммунальным хозяйством товарищ Царапкин обязан был «осуществлять постоянное руководство горжилуправлением по приведению в соответствующее санитарное состояние источников водоснабжения». В одной упряжке с ними призван был действовать, проводя «санитарно-разъяснительную работу среди населения», и заведующий горздравотделом товарищ Комиссаров. Но самое интересное для нас нынешних было зафиксировано отдельным пунктом: «Обязать начальников 1-го и 2-го отделений милиции, госсанинспекцию усилить контроль за санитарным состоянием объектов, привлекая к самой строгой ответственности всех нарушителей санитарной дисцип­лины».

Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят

Конечно, сегодня наших современников могут удивить некоторые меры по наведению санитарного порядка и поддержанию чистоты в освобожденном Бобруйске – например, поручение милиции по контролю за сансостоянием объектов. Но не будем забывать, что еще шла война и в большой стране действовали законы военного времени. А в соответствии с ними и в нашем городе на Березине за невыполнение того же решения горисполкома «об очистке города» провинившихся могли не только оштрафовать на сумму до 100 рублей, но и направить на «исправительно-трудовые работы сроком на 14 дней». Вот так-то!

За что же конкретно постигала суровая, но справедливая кара нерях, лодырей, разгильдяев и безответственных демагогов? Ответы находим в архивных документах. Например, поплатиться можно было за несоблюдение сроков работ: решение исполкома преду­сматривало вывозку мусора со льдом с 5 по 30 марта; до 10 апреля следовало провести очистку усадеб, дворов, уборных, мусорных и выгребных ям; до 15-го того же месяца – отремонтировать их, а там, где их не было, построить новые; до 20 апреля предписывалось освободить от нечистот места сгоревших уборных, мусорные и выгребные ямы на пожарищах и на территории коробок сгоревших домов и т.д. Второй контролируемый параметр заключался в надзоре за отведенными местами выполняемых работ: так, вывозить все непотребное нужно было в урочище Копцы между улицей Маркса и поселком Дедново, на площадку у скотобойни в конце улиц Чапаева и Фрунзе и на поля совхоза «Знамя» в конце Гоголевской, на поле в конце переулков Осоавиахима и 8 Марта, на поля у кирпичного завода на Березинском форштадте и на площадку возле кладбища на хуторе Поплавец, а также на свалку слева по Минскому шоссе в 2 километрах за кладбищем. Само собой, под строгим контролем находилось выполнение собственно санитарных правил – соблюдение 15- и 25-метровой дистанций соответственно от жилых домов и колодцев и колонок при устройстве отхожих мест, помойных и выгребных ям; выполнение ежедневной их дезинфекции…

Главное, что внедрялось в умы и повседневную жизнь бобруйчан, – мудрое наблюдение классика русской литературы Антона Павловича Чехова «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». И этому завету наши земляки старались следовать.

Александр Казак
Иллюстрации из открытых источников интернета

P.S. Автор благодарит сотрудников Бобруйского зонального государственного архива в лице его директора Елены Дмитриевны Заяц за оказанное содействие в подготовке материала.