Картина маслом. Как наш завод имени Одерихо боролся за лучший вкус поистине народного продукта
138 0
Это сегодня маслице под брендом «Одериха» знают едва ли не на всех континентах. Высокое качество бобруйской продукции подтверждается не только ежедневными салатами и яичницами в странах Евразии, но и многими лауреатскими наградами. Более ста лет шел завод к такому признанию, начав этот путь в 1898 году с маслобойного заведения И. Виленского. А в 1993-м оно носило гордое название государственного предприятия «Завод растительных масел имени Г.П. Одерихо», преобразованного затем в ОАО «Бобруйский завод растительных масел».
Масло должно быть масляное
От первых переработанных семечек подсолнечника здесь заботились о высоком качестве продукта, который считался главным на столе многих людей. В советскую эпоху завод вступил в 1931 году, имея общую численность персонала в 45 человек и выпуская за год чуть более 800 тонн масла-алею да около 2 тысяч тонн жмыха. Не мудрствуя лукаво, первое тиснули холодным способом и получали в остатке второе. Масло было в основном нерафинированное, то есть нефильтрованное, зато полезное, но при жарении с нагреванием оно могло и нашкодить здоровью. Однако это стали понимать позднее. Аккурат, тогда разгорелась борьба за качество продукции: стали очищать-рафинировать подсолнечное масло, применяя главным образом органолептические методы контроля качества.
А они показывали, что, например, природные воски на семенах при выработке масла способствовали появлению мутного осадка, особенно при низкой температуре. Выбили клин клином – применили вымораживание восков, что убрало привычные цвет и запах, но позволило долго храниться алею. Появлявшееся неприятное амбре устраняли с помощью 58 импортных дезодорационных установок, в том числе фирм «Де Лаваль» и «Де Смет», которые появились на предприятии благодаря расцвету научно-технического прогресса.
Маслом не только кашу, но и олифу не портили, но…
Прогресс же двигался марафонскими семимильными шагами. При этом население большой страны росло и хотело кушать кашу с маслом. А подсолнухи на Украине и в России не всегда родили сообразно демографической ситуации. Приходилось и бобруйским маслобоям экономить на дефицитном сырье. Начали искать резервы увеличения выпуска пищевой своей продукции. И нашли с помощью товарищей из высоких кабинетов, которые вовремя узрели, что на производство прозаической олифы – тоже, конечно, нужного материала, особенно в строительстве, – уходит самое что ни на есть продуктовое масло. Короче, решили заменить важный компонент на что-нибудь менее удобоваримое, в смысле пищеварения.
Заменителем определили кобальтовый сиккатив – а это уже другая химия, неорганическая. Но выпускать его должны были наши маслоделы от земли, что называется. Работа по внедрению нового вида продукции затянулась почти на три года с 1979-го по 1981-й и шла, надо признать, совсем не по маслу. Партнерами бобруйчан выступили коллеги с витебского завода, собственно, и выпускавшего ту самую олифу «Оксоль». Наши земляки не впервой показали, что им любое дело по плечу: освоили новую технологию производства «осажденного кобальтового сиккатива на жирных кислотах». Расчеты показывали, что использование этого ингредиента позволит на каждой тонне олифы высвободить до 10 килограммов пищевого масла, что за год составило бы не менее 130 тонн с соответствующим экономическим эффектом в 85 тысяч тех, советских, рублей. Аппетит приходил во время еды, но не от драников на постном масле, а от замаячивших впереди рекордных показателей в социалистическом соревновании. Масла в огонь трудового энтузиазма подливали ученые союзного отраслевого НИИ, предложившие бобруйским мастерам маслобойного дела освоить и внедрить на заводе выпуск свинцового, марганцевого и, страшно подумать, циркониевого сиккативов, что позволяло бы экономить на каждой тонне витебской «Оксоли» 40 килограммов, а всего за год – до 550 тонн пищевого масла. Возможно, и по причине предполагавшейся дальнейшей «химизации» предприятия на красавице Березине Совмин БССР принял постановление «о выносе Бобруйского маслозавода на новую промплощадку», которому, правда, не суждено было реализоваться.
РАПСодия ПОиска поМОГла
И так же возможно, что коллектив нашего предприятия, занявшись освоением производства несвойственной для себя номенклатуры, просто не успел посоревноваться за присвоение любимому народом продукту почетного в те годы Государственного знака качества. К 1985 году маслобойный завод имени Одерихо имел производственные участки по расфасовке масла в бутылки и по его рафинированию, первый из которых на двух автоматических линиях выдавал по 2,5 тысячи бутылок в час и работал в две смены, а второй в три смены выпускал 25-28 тонн высококачественного растительного масла в сутки. К сожалению, ни одну бутылку тогда почетный пятиугольник не украшал.
С обретением Беларусью независимости, с приходом на предприятие новых форм хозяйствования и технологий за качество продукции взялись как следует и с новыми силами. Вся выпускаемая продукция со временем была сертифицирована и стала соответствовать требованиям государственных стандартов РБ, на заводе даже сумели внедрить и сертифицировать международную систему менеджмента качества ИСО 9001. Сегодня ОАО выпускает растительные масла в широком ассортименте: подсолнечное, рапсовое, горчичное, рыжиковое, оливковое, подсолнечно-рапсовое, подсолнечно-оливковое. Особое внимание уделяется производству рапсового масла из отечественного сырья. Оно является самым популярным в Европе, а в Израиле его потребление составляет все 80 процентов рынка растительных масел. Качеству продукции на бобруйском заводе придают особое значение – здесь функционирует аккредитованная производственная лаборатория.
Наш алей вкусней!
Долгое время Бобруйский завод растительных масел работал, как мы знаем, только с подсолнечником, но буквально в последние годы поменял производственные приоритеты, так как в нашей стране значительно выросло выращивание маслосемян рапса. Сегодня активно действует линия производства масла из них, соответствующего европейскому стандарту качества. Основными покупателями этого товара еще недавно были Литва, Латвия и Эстония, а кошерный продукт «Шалом» нашел своих поклонников в Израиле. Но если раньше большие объемы рапсового масла продавались для производства кормов и биодизеля, то затем бобруйчане активизировались в поиске рынков для реализации бутилированного, рафинированного и дезодорированного масла на экспорт. Наши производители вкусного и полезного продукта знают, что оно содержит в 10 раз больше комплекса Омега-3, чем оливковое масло; что жирные кислоты в нем находятся в необходимой пропорции 1:2; что, употребляя всего две столовые ложки рапсового масла в день, можно обеспечить организм дневной нормой Омега-3 и Омега-6.
Как сказал в одном из интервью директор ОАО «Бобруйский завод растительных масел» Игорь Сысой, «…И выпускаем мы этого экологически чистого продукта в месяц две тысячи тонн. У нас полный цикл производства: от заготовки сырья, получения масла путем холодного прессования, его фильтрации до упаковки и доставки готового продукта».
Сегодня Бобруйский завод растительных масел производит до 70 тонн чудесного продукта в сутки. Предприятие входит в тройку лидирующих в Республике Беларусь среди однопрофильных производителей. Объемы выпускаемой продукции неуклонно растут, осуществляется полный цикл переработки, технологии позволяют получать масло без ГМО и консервантов, до 80 процентов которого идет на экспорт, в том числе во Вьетнам, Саудовскую Аравию, Данию, Норвегию, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопию, Индию, Израиль. Предприятие неуклонно воплощает в жизнь девиз: «Качество и безопасность выпускаемой продукции в безопасных условиях – основа благосостояния предприятия, залог сохранения здоровья и жизни работников». И коллектив, лучшими в котором считаются оператор Анна Федорова, машинист Анастасия Казусенок, аппаратчик Галина Короткевич, старший мастер Оксана Кухарева и многие их товарищи, неудержимо идет к присвоению популярному у миллионов людей продукту нашего, белорусского, Знака качества.
Александр Казак
Фото из открытых источников интернета
Автор благодарит сотрудников Бобруйского зонального государственного архива в лице его директора Елены Дмитриевны Заяц за оказанное содействие в подготовке материала.