Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Из «Птичи» и «Свири» выросли «Лотос» и «Лаванда». Владельцы мебели фабрики имени Халтурина всегда чувствовали себя комфортно

534 0

Из «Птичи» и «Свири» выросли «Лотос» и «Лаванда». Владельцы мебели фабрики имени Халтурина всегда чувствовали себя комфортно

Как часто каждому из нас приходилось видеть вазы, картины, книги, посуду, с которых сдувают пыль, но ими не пользуются. Предметы сии существуют единственно «для престижу», как говорили в прошлом веке, и «по статусу», что взяли себе за правило отдельные нынешние сограждане. Так вот мебель, с этой точки зрения, в наших жилищах меньше всего стоит для мебели, говоря каламбуром. Она наиболее функциональна, хоть пыль на ней тоже необходимо убирать. Мебель, если хотите, это начало начал семейной жизни, даже если ее наличие заключается в одном матраце, как в общежитии ­студентов-химиков у Коли и Лизы из бессмертного романа «Двена­дцать стульев». А если она еще прочная, практичная и красивая, то есть качественная, то является просто залогом крепкой ячейки общества. Именно такой фиксаж семьи в виде отдельных предметов и наборов, гарнитуров и комплектов почти целое столетие выпускает предприятие «Бобруйскмебель», с недавних пор обозначаемое на письме как «БобруйскМебель».

Начинали с табурета

Ровно сто лет назад в нашем городе на Березине появилась небольшая мебельная мастерская, в которой какой-то десяток столяров «работали» табуретки, стулья да столы для не очень зажиточных бобруйчан. Годы после революции, 1-й мировой войны, немецкой и польской оккупации наложили не только материальный отпечаток, но отразились и в названии зарождавшейся фабрики – ей было присвоено имя Степана Халтурина, плотника по профессии и революционера, участвовавшего в покушении на царя Александра ІІ и повешенного затем за убийство одесского губернатора. Уже через год после основания предприятия численность работавших на нем мебельщиков выросла до полусотни, а через десять лет персонал фабрики насчитывал свыше 140 рабочих и более 40 служащих. К 1934 году основной ее продукцией оставались столы и стулья, которых годом ранее было выпущено соответственно более 3,5 тысячи и «1402 дюжины», как свидетельствует архивный документ.

Нельзя сказать, что халтуринцы в городе были монополистами в изготовлении мебели и не стремились к лучшему качеству в ее производстве. В середине 1930-х только те же стулья выпускали инвалидная артель «Большевик» на улице Дзержинского и мебельная фаб­рика «Прогресс» на Чонгарской, столы ­мастерили деревообработчики общества «Друзья детей» на углу улиц Маркса и Социалистической и артель «Красный мебельщик» на Комсомольской. Так что покупателей фабрика имени Халтурина завоевывала себе в конкурентной борьбе. Однако все планы спутала начавшаяся Великая Отечественная война. Только после освобождения Бобруйска, к концу 1944-го, предприятие вернулось к производству мебели, а через год на фаб­рике работали уже более 250 человек. Они сумели полностью восстановить сушильный цех, столярную и покрасочную мастерские, наладили выпуск столь необходимой продукции для полуразрушенной войной страны.

Поступательно развивалось и совершенствовалось мебельное производство в 1950-1960 годы. Наиболее результативными были 1970-е, когда с приходом на фабрику директора А.Н. Куличкова начались бурные перемены: она стала составной частью производственного деревообрабатывающего объединения «Бобруйскдрев», началось масштабное техническое перевооружение, выпуск и реализация продукции выросли в разы. Продолжил эстафету повышения эффективности работы и качества продукции в 1980-е А.М. Барковский.

«Чародейка» совершила волшебство

Конечно, в годы существования СССР основное внимание уделялось удовлетворению нужд простых советских людей. Поэтому в производственной программе и фабрики имени Халтурина, и позднее «Бобруйскмебели» преобладал выпуск столов и стульев, кроватей и диванов, шкафов и тумбочек самых непритязательных моделей. Но бобруйские мебельных дел мастера издавна умели привнести в рутину вала продукции свою изюминку, блеснуть филигранным умением обращения с древесиной. Отсюда, собственно, и нарождалось качество продукции, необходимой в каждом доме. И волшебство совершила «Чародейка» – первый набор для спальни, открывший в 1984-м – ровно сорок лет назад – целую линейку бобруйской мебели, удостоенной Знака качества.

В начале декабря 1985 года государственная аттестационная комиссия приняла решение «аттестовать по высшей категории качества на срок три года набор корпусной мебели «Птичь» производства мебельной фабрики имени Халтурина ПО «Бобруйскдрев» имени 60-летия Белорусской ССР. Почему гарнитур с таким названием, а не, скажем, более близкой бобруйчанам Березины стал одной из первых ласточек на пути к маркированию почетным пяти­угольником, сегодня неизвестно. Однако «водная» тема в названиях мебельных комплектов халтуринцами была продолжена: в том же году набор корпусной мебели «Свирь 13Д2» получил свидетельство об аттестации по высшей категории качества, в котором черным по белому было написано: «Продукция подлежит обозначению Государственным знаком качества в установленном порядке».

Из первой волны качественной бобруйской мебели, как Афродита из морской пены, появились на свет другие наборы уже с «растительными» названиями. Например, «Лотос» – спальня, включавшая в себя, кроме кровати, шкаф, комод, зеркало, туалетный столик и выпускавшаяся в четырех цветовых решениях. Спальня «Мелисса» выполнялась тоже из сосны, но «под дуб» и, по признанию ее обладателей, «наполняла помещение гармонией и уютом», хоть и выглядела минималистично в стандартных формах и линиях. «Лаванда» – это уже следующий шаг в освоении массива дуба, из которого выпускались популярные стенки, наборы для гостиных…

Ветераны предприятия вспоминают, что каждый руководитель его на своем этапе деятельности привносил свою нотку в рабочий ритм мебельного производства. При А.М. Романовском стали как раз появляться романтические названия новых мебельных гарнитуров. Директор Ф.М. Курс твердо выдерживал направление на техническое обновление цехов, внедрение новых материалов и комплектующих. На всепогодное сотрудничество с лучшими мировыми мебельными фирмами ориентировался А.С. Непогодин, дольше других – полтора десятка лет – продолжавший на практике традиции выпуска качественной бобруйской мебели. Кстати, это он говорил: «Мебель – это долгоиграющая пластинка. Мелодия вроде бы вышла из моды, но обязательно вернется на волну популярности спустя какое-то время». И он был прав: как мы ностальгируем по прекрасному прошлому, восхищаемся винтажными изделиями, так и критерии качества продукции возвращаются к испытанным временем нормам и принципам – неслучайно в нашей стране введен в действие аналог советского Знака качества, на который всегда ориентировались халтуринцы.

И добрались до высоких залов

Кремлевский дворец съездов, Третьяковская галерея в Москве, здание Дома правительства в Минске – осна­щение мебелью этих и других значимых объектов уже давно вписано золотыми буквами в историю фабрики имени Халтурина и «Бобруйскмебели». И славная эта летопись продолжается.

Мирский замок – первая ­историко-культурная ценность Беларуси, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И мебель бобруйского предприятия является неотъемлемой частью его единого историко-­архитектурного образа. Причем для каждого гостиничного номера, залов ресторана и кафе, конференц-­залов наши умельцы изготовили мебель из дуба, бука, ореха в оригинальном конструктивном и цветовом решении, что позволило воссоздать самобытность и неповторимость эпохи средневековья.

На славу поработали бобруйские мебельщики и в Несвижском замке – родовом гнезде Радзивиллов: наше предприятие выполнило заказ по ­изготовлению аксессуаров для экспозиционных и музыкального залов, гостиничных номеров, ресторана и кафе, помещения фондохранилища, причем каждый из объектов приобрел свой неповторимый облик. Как и дворец князя Потемкина в Кричеве, который наполнили ароматом раннего классицизма XVIII столетия специалисты «Бобруйскмебели».

Не обошлось без участия бобруйских мастеров-краснодеревщиков и в со­здании современных символов Беларуси – Дворца Независимости и Дворца Рес­публики, Национальной библиотеки и ­отеля «Европа», театра имени Янки Купалы и Белорусского государственного цирка в нашей столице Минске.

Исторически будет справедливо, если нынешнее поколение мастеров-­умельцев «Бобруйскмебели», таких как Вероника Леоновская, Наталья Федорова, Вячеслав Бокач, Илья Кулинич и многие другие их товарищи по работе, не уронившие марки предприятия, будет удостоено почетного символа независимой Беларуси на выпускаемой ими превосходной мебели.

Александр Казак
Иллюстрации из открытых источников Интернета

P.S. Автор благодарит сотрудников Бобруйского зонального государственного архива в лице его директора Елены Дмитриевны Заяц за оказанное содействие в подготовке материала.