
И в бою, и в труде думали только о Победе. В половодье советского наступления тонули последние надежды гитлеровцев
14 0

Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников Эйзенхауэр аккурат 27 марта 1945 года заявил, что главная линия германской обороны прорвана. Немцы, сказал он, не имеют сил держаться дальше так, как они держались до того. Однако Эйзенхауэр предупредил, что не следует ожидать стремительного марша союзников прямо на Берлин. Никакого мира «на основе переговоров», подчеркнул он, не будет. Будет только безоговорочная капитуляция – был убежден будущий американский президент… Не правда ли, это напоминает сегодняшнюю ситуацию в зоне проведения Вооруженными силами РФ специальной военной операции? Только несколько наоборот почему-то. И вообще, многое из истории 80-летней давности схоже с некоторыми нынешними событиями.
На западном фронте одни перемены
Восемьдесят лет назад войска 3-го Белорусского фронта добивали уже остатки разгромленных частей противника. Район боев был завален трупами вражеских солдат и офицеров, брошенным немцами вооружением. По дорогам в тыл тянулись длинные колонны гитлеровцев.
Войска 1-го Украинского фронта тоже продолжали наступление. Развивая успех, наши части ворвались в Штрелен и овладели железнодорожной станцией, вели бои в центре города. Штурмовые группы блокировали очаги сопротивления и уничтожали засевших в них фашистов.
На Гданьском (Данцигском) направлении войска 2-го Белорусского фронта вели успешные наступательные бои. Советские пехотинцы обошли с трех сторон пригород Гданьска – Ору и штурмом заняли этот важный узел вражеского сопротивления. Другие наши полки и батальоны, наступавшие с запада, очистили от немцев Эмаус и другие пригороды и стремительным броском прорвались в центр Гданьска. Воинами Красной Армии было захвачено немало оружия и боеприпасов, 8 паровозов, 600 железнодорожных вагонов и много других трофеев. В боях за город фашисты потеряли убитыми и пленными более 49 тысяч человек, сотни танков, орудий и минометов.
К концу марта войска 2-го Украинского фронта перешли в наступление на Братиславском направлении. Немцы, пытаясь отбросить наши передовые отряды, неоднократно переходили в контратаки…
А 27 марта 1945-го председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин вручил орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» вместе с грамотой о присвоении звания Героя Советского Союза маршалу Л.А. Говорову. 30 марта того же года высшими советскими военными орденами «Победа» были награждены маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и И.С. Конев – за умелое выполнение заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями большого масштаба, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в деле разгрома немецко-фашистских войск.
В боевых мирных буднях
Первый месяц весны победного года был отмечен ударной работой в советском тылу и, в частности, в нашем городе на Березине. Поскольку набирал силу гигант деревообработки – Бобруйский лесокомбинат, предпринимались меры по бесперебойному обеспечению его сырьем, которое осуществлялось в основном по реке. Трудовой коллектив Бобруйской сплавконторы под руководством товарища Зеленко, готовясь к началу навигации, успешно восстановил четыре мотокатера, причем моторы для них были взяты из трофейных самоходных орудий и отремонтированы; построил пять новых и привел в порядок тринадцать старых плотин; расчистил реки и каналы на протяжении 520 километров; изготовил восемь парусных грузовых прибрежных судов и 82 лодки; открыл два интерната для работников; заготовил 900 тысяч прутьев для скрепления бревен и вязки плотов. Сплавщики с Березины обратились ко всем товарищам по работе в Беларуси с призывом образцово провести сплав леса.
А наступившая весна не баловала идеальными условиями для работы. На главной реке города ожидался большой подъем воды в связи с мартовским половодьем. Район его угрозы от хутора Назаровка до Титовки был разбит на два участка, горисполкомом была создана специальная комиссия по организации защиты мостов и оказания помощи населению на них в случае затопления. Для жителей на случай стихии были подготовлены места временного размещения в железнодорожном клубе и клубе медсантруда. При необходимости мог быть мобилизован конный состав артели «Красный транспорт». На предприятиях по берегам Березины были созданы группы по борьбе с наводнением, подготовили к работе более двух десятков лодок.
Продолжал по-ударному работать в основном женский коллектив Бобруйской вязально-вышивальной артели «8 Марта», уже 19 марта досрочно выполнивший квартальный план выпуска продукции. Более чем на 120 тысяч рублей было изготовлено платьев, рубашек и других изделий женского, мужского и детского ассортимента, еще на 40 с лишним тысяч рублей было выполнено в первом квартале 1945 года индивидуальных заказов. Начали осваивать на предприятии и новый вид работ – сетковязание, результатом которого стали первые неводы для местных рыболовных бригад.
В те же дни в городе началась подготовка к устройству подсобных хозяйств заводов и фабрик и индивидуальных огородов для рабочих и служащих. В парниках зеленхоза под двумя сотнями рам были посеяны огурцы и лук на рассаду, в Бобруйске открылось несколько ларьков для продажи ее и семян. Первыми получили огородные участки деревообработчики лесокомбината и работники горпищеторга.
В связи с возможными весенними обострениями различных заболеваний уже в марте 1945-го в Бобруйске начала функционировать областная санитарно-эпидемиологическая станция. Снабженная автомашиной, дезинфекционными средствами и необходимым санинвентарем, она проводила оздоровительные и противоэпидемические мероприятия во всех районах области, сотрудники знакомили население с мерами борьбы с инфекционными заболеваниями, правилами личной гигиены. Однако не всегда хватало квалифицированных медицинских кадров, поэтому городской отдел здравоохранения предложил всем врачам, фельдшерам, акушеркам и медсестрам, не работавшим по специальности, в срок до 1 апреля зарегистрироваться в горздраве. Горисполком, со своей стороны, с целью приведения города в надлежащее санитарное состояние и предупреждения острых желудочно-кишечных заболеваний объявил с 27 марта по 5 апреля декаду по очистке территории Бобруйска и призвал бобруйчан принять в ней активное участие… О том, что война еще не завершилась, напоминало и обращение к землякам Бобруйской центральной сберегательной кассы: всем организациям и предприятиям города она предлагала получить облигации 3-го государственного военного займа и вручить их его подписчикам.
И на нашей улице праздник!
Возвращение к мирной жизни в нашем городе чувствовалось во всем. Во-первых, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О мерах по оказанию помощи Бобруйскому, Гродненскому и Полоцкому облисполкомам» в Бобруйске в первом квартале открывалась школа ФЗО на 200 учащихся для подготовки рабочих жилищно-коммунальных предприятий. Во-вторых, тогда же нашему облисполкому передавались 15 грузовых и 5 легковых трофейных автомашин для райисполкомов. В-третьих, планом капитальных работ на 1945 год предусматривалось строительство в Бобруйске Дома Советов, гостиницы и бани. В-четвертых, Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР выделил в первом квартале Бобруйскому облисполкому 10 кинопередвижек и 2 комплекта стационарных киноустановок.
Все это не могло не воодушевлять на возрождение города, на ударный труд во имя Победы. На это была направлена вся агитационно-массовая, воспитательная работа. Причем начиналась она с самых юных горожан – областная газета «Савецкая Радзіма» в те дни писала, например: «Добра пастаўлена работа ў дзіцячым садзе №6 горада… Усю сваю энергію і ўменне аддаюць рабоце з дзецьмі загадчыца тав. Зайцава, выхавальніцы т.т. Пшанічнікава і Северына. Іх часта можна бачыць сярод дзяцей з кнігай або газетай у руках…» Именно в марте 1945-го при Бобруйском горкоме комсомола начались занятия и со старшими пионервожатыми восемнадцати городских школ, рассчитанные на 175 часов, за которые им намечалось прочитать лекции и провести практикумы по общественно-политической подготовке, педагогике, художественному воспитанию детей. Конечно, продолжалась идеологическая работа в трудовых коллективах: на судоремонтном заводе хорошее знание теории марксизма-ленинизма показывали коммунисты Ломако, Царик, Похожаев, Вержбицкая, Гуревич. Лекции о «морально-политическом разгроме фашизма» читал для врачей и учителей города, швейников фабрики имени Дзержинского лектор горкома партии Жуков. А директор школы №13 Козловский знакомил с вопросами происхождения жизни на Земле рабочих фабрик «Красный пищевик» и имени Халтурина. Со злободневными темами выступали перед коллективами сплавной конторы и педагогического училища врач Фадеев и заведующий горздравотделом Комиссаров.
Все шло своим чередом – к возрождению мирной жизни в огромной стране и полному разгрому фашистской Германии. О приближающемся крахе нацистского режима свидетельствовало даже такое объявление уполномоченного Комитета по делам мер и измерительных приборов при Бобруйском облисполкоме, опубликованное в конце марта 1945 года: «Всем заведующим магазинами, базами, складами и ларьками, отпускающим водку стандартными градуированными бутылками немецкой фирмы емкостью в 250 граммов, из пользования их снять как не соответствующие своей градуировке. В случае выявления пользования данной мерой лица будут привлекаться к судебной ответственности».
Александр Казак
Иллюстрации из открытых источников Интернета
P.S. Автор благодарит сотрудников Бобруйского зонального государственного архива в лице его директора Елены Дмитриевны Заяц за оказанное содействие в подготовке материала.