Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Дети лесокомбината. Как деревообработчики заботились о своем будущем, лелеяли смену

332 0

Дети лесокомбината. Как деревообработчики заботились о своем будущем, лелеяли смену

В условиях строительства и освоения мощностей гиганта деревообработки на Березине, в непростые годы первой советской пятилетки трудовой коллектив его находил возможности позаботиться и о своих последователях, наших общих, как сказал поэт, цветах жизни…

Топ, топ – первые шаги…

На комбинате с первых дней его пуска для малышей были открыты ясли и так называемый детский очаг – прообраз детсада, рассчитанные соответственно на 180 и 125 ребят. Однако и через три года после начала работы они были заполнены едва ли наполовину. В то время как основное производство предприятия комплектовалось современным зарубежным оборудованием, в детских учреждениях не хватало кроваток, не было манежа, шведских стенок, других приспособлений для занятий и отдыха юных воспитанников. Не сразу наладили их полноценное питание, причем в худшем положении оказался детский очаг, находившийся на обеспечении продуктами Центральным рабочим кооперативом. В связи с такой централизацией заводской рабочий кооператив уклонился от снабжения детучреждения, да и сама заведующая не проявила настойчивости в улучшении положения детей: из выделенных очагу страховых 6 тысяч рублей ровно половина ушла на питание в ясли и на завтраки учеников школы.

Большую разворотливость проявляла заведующая яслями некто Шендерович, буквально сражавшаяся за выделение денег, обеспечение продуктами своего учреждения. Руководство комбината вмешалось в ситуацию, приняло меры к улучшению дел в детском очаге, подключило заводской рабочий кооператив и… перераспределило потоки снабжения. В результате ясли в третьем квартале 1932 года вместо 250 килограммов масла получили только 60, в октябре вместо 85 килограммов сахара было выделено лишь 40. На столе ребятишек с перебоями стали появляться белый хлеб, манная крупа, молоко, рис. В то же время проверка выявила на складе ЗРК запас того же риса… На третьем году действия лесокомбината его дирекция была весьма озабочена согласованием, синхронизацией функционирования яслей и детского очага с режимом работы матерей мальчиков и девочек. Ведь из-за установленного 5-дневного пребывания детей в учреждениях, отсутствия в них диетического питания и медицинского изолятора мамы вынуждены были оставаться дома. В конце концов и ясли, и очаг были переведены на 6-дневку с круглосуточным пребыванием в них ребят. Жизнь и производство начали налаживаться.

Дети в школу собирались

В 1933 году Боря Рахмилевич с обидой написал в заводскую многотиражку лесокомбината: «…Куда ни повернись – всюду лишний. Вечером пойду в рабочий клуб, войду в фойе, а на меня уже косо поглядывают – что это пацан тут вертится. Потом вдруг ощущаю на плече тяжелую руку сторожа, его ругню, крик. Обидно, что взрослые так относятся к нам. Вот если бы у нас был свой клуб…» К сожалению, не один Боря жаловался в ту пору, что после школы к ним, детям, нет никакого внимания, что отданы они улице. В партком преприятия написали, например, ученики 5-й школы: «…Научились и ругаться матом. В нашей компании пятеро курят взатяжку, хорошо затягиваются семеро. А все это потому, что нами никто не занимается».

Вот с этого все и началось. Партком не остался в стороне от решения проблемы. К его секретарю товарищу Криулину и без того приходили люди по самым разным воп­росам – о выполнении промфинплана, о качестве продукции, о работе рабочего кооператива. Но тут – обращения детей! Экстренно собрали заседание партийцы, стали обсуждать, как наладить учебу и внешкольные занятия, работу пионерского отряда и воспитание детей в семьях деревообработчиков. Отмечали, что, вроде бы, и немало делается для подрастающего поколения: в школе организованы горячие завтраки для учеников, выработан санминимум; при бане открыли детскую парикмахерскую и специальное отделение для детей. Но вот ЗРК следует наверстывать упущенное – до сих пор ребята жалуются, что родители не могут им купить в лавках заводского рабочего кооператива нужную одежду, а они уже выросли из коротких штанишек и хотят быть одеты в «длинные брюки и суконные рубашки с двумя карманами». Партийные товарищи справедливо пришли к выводу: если не помочь учащимся в решении их не таких уж сложных проблем, то и достойную смену себе не вырастить.

Воспитывали по-большевистски

А потому партийный комитет лесокомбината, по примеру Харьковского завода «Серп и молот», принял решение провести рабочую конференцию по коммунистическому воспитанию детей. Развернулась активная подготовка к ней. Организовали девять секций, которым поручили соответственные участки работы. Причем как ни загружен был директор комбината Тарасов, а все же возглавил школьную секцию. Секретарь комитета комсомола руководил секцией пионеров и октябрят, редактор заводской многотиражки встал во главе внешкольной секции, а главный инженер предприятия – секции политехнизации школы.

Взрослые товарищи провели беседы в цехах о значении конференции и ее целевых установках. В конкретную работу были втянуты более 500 рабочих, в разной степени участие в подготовке конференции принимал практически весь 3-тысячный коллектив комбината. Таким образом, бобруйские деревообработчики не на словах, а на деле начали поход за коммунистическое воспитание молодого поколения.

Было установлено, что 8 процентов учеников в 5-й школе отстают в успеваемости. Школьная библиотека совсем плохо обеспечивает их учебниками. Нет помещения, кроме коридора, для проведения культмассовой работы. Секция еще до конференции добилась изменения расписания занятий, например, перенесла уроки математики на первые утренние часы. Были организованы кружки для помощи отстающим. Для пополнения школьной библиотеки предприятие выделило 500 рублей и оборудовало детскую комнату для культработы.

А что же делали школяры после уроков? Дети, естественно, шли на улицу. Между тем партийцы выяснили, что не всех привлекала уличная романтика. Многие с удовольствием занимались бы полезными делами. Например, Ваня Киселевский хотел бы собирать авиамодели, но за советом необходимо идти на детскую техническую станцию в центр города за два километра – когда же уроки учить? Лёва Соркин хотел бы быть конструктором машин и станков. Немало в школе было детей, которые увлекались радио, авиацией, фотографией. А вот Володя Петкевич очень любил физкультуру и после занятий в школе, в выходной побегал бы на коньках, покатался на лыжах. Но… Пока еще в большинстве своем дети просто бегали по улицам, по столовым, торговали папиросами и… воровали.

Немало недостатков выявила и внешкольная секция. И тоже устранение их направила сразу в практическое русло. Собрали беспризорных и бесприглядных ребят, которых шаталось по улицам и подворотням не менее полутора десятка. Они сидели у секретаря парткома Криулина за столом удивленные и притихшие. А потом Давид Зельдин, Гриша Рогачевский, Коля Леонов, Валя Агеев, Коля Рачевский заговорили, оттаяв от внимания и заинтересованного отношения к ним. Рассказали, как бросили учебу, стали курить, ушли из семей…

Впереди – взрослая жизнь

Из беседы партийного секретаря с детьми стало понятно: безразличие и равнодушие взрослых к юным согражданам стали причиной их поглощения улицей, привели к неправедному добыванию ими денег на пропитание и зрелища. Долго длилось общение в официальном кабинете. И в конце концов ребята ощутили искреннее желание и готовность взрослых помочь им избавиться от пагубных привычек, встать твердыми ногами на дорогу самостоятельной жизни. И вскоре после этого появились первые результаты: шестеро юношей стали учиться в школе, при лесокомбинате была оборудована детская техническая станция, в рабочем клубе отвели помещение для детского клуба, заработали лыжная станция и каток специально для подростков, организовали физкультурные и 5 кружков по изучению военного дела, к которым прикрепили комсомольцев-­значкистов.

Секция политехнизации тоже развернула активную работу за лучшее овладение учащимися техническими знаниями. С этой целью были установлены учебный электромотор, заготовлены гвозди, клей, фанера для практической работы школяров в технических кружках, которыми стали руководить инженерно-технические работники лесокомбината. Появились зримые плоды деятельности и других секций: восемь лучших комсомольцев-ударников предприятия стали вожатыми пионерских отрядов подшефной школы, была подготовлена олимпиада детского самодеятельного творчества с конкурсами на лучшего музыканта, танцора, декламатора, певца.

…Двадцать дней готовились бобруйские деревообработчики к знаковой конференции. Всего двадцать, но они стали днями напряженной конкретной работы по совершенствованию воспитания молодого поколения. И в красивый зимний день, когда снег скрипел под ногами, а от небольшого морозца розовели детские щеки, клуб самого известного бобруйского предприятия заполнился рабочими и работницами комбината, детьми и гостями из города. Конференцию, которая подводила итоги важной работы, небольшой речью открыл все тот же секретарь парткома Криулин, а с информацией о работе по улучшению коммунистического воспитания учащейся и рабочей молодежи познакомила присутствовавших сотрудник парт­кома товарищ Якушева. Бобруйский форум приветствовали представители ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМБ, Наркомата просвещения Беларуси.

«У мэтах далейшага разгортвання работы па камуністычнаму выхаванню дзяцей рабочыя камбіната ў час канферэнцыі ўзялі на сябе цэлы рад абавязкаў. Сярод іх: адчыніць спецыяльную дзіцячую краму на камбінаце, забяспечыўшы яе дзіцячай вопраткай, абуткам і школьнымі пісьмовымі прыладамі; адчыніць пры школе спецыяльны зубаўрачэбны кабінет для абслугоўвання вучняў і іншыя абавязкі. Існуючыя секцыі замацоўваюцца за сваімі ўчасткамі работы на ўвесь 1934 год. Удзельнікі канферэнцыі звярнуліся з адозвай да ўсіх рабочых, работніц і калгаснікаў Беларусі, каб па іх прыкладу праводзіць такія ж канферэнцыі і дабівацца сапраўды камуністычнага выхаваная дзетвары. Камбінатаўцы маюць рацыю – пакаленне сацыялізма павінна мець самае шчаслівае, самае вясёлае І жыццярадаснае дзяцінства. Такое дзяцінства мы ім павінны стварыць», – написал в те дни республиканский журнал «Работніца і калгасніца Беларусі».

Александр Казак
Иллюстрации из открытых источников интернета