Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Бобруйские стахановцы. Первыми в городе они появились на лесокомбинате

8 0

Бобруйские стахановцы. Первыми в городе они появились на лесокомбинате

Датой возникновения стахановского движения следует считать 31 августа 1935 года, когда уроженец Орловщины Алексей Стаханов за шестичасовую смену на одной из луганских шахт выдал на-гора 102 тонны угля, хотя норма составляла 7 тонн. Известие о таком результате вызвало неслыханный подъем трудовой активности и желание последовать примеру шахтера во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства всего Советского Союза. Почин ударной работы подхватили и на гиганте дерево­обработки в Бобруйске.

Соревновались Ефрем и Григорий

И было это ровно 89 лет назад: 25 октября 1935 года парторг лесопильного цеха Ефрем Гладышев, работавший рамщиком, при дневной норме в 25 кубов распилил за шесть часов 145 кубометров древесины. А через несколько дней ударник при содействии начальника цеха Вольфсона и рамщика Будника довел этот показатель до 201 кубометра. Березинской волной пошло в цехе установление новых рекордов лесопиления: наиболее упорным и удачливым в соревновании оказался рамщик Григорий Рушко, начавший в конце октяб­ря со 160 кубов и доведший выработку уже в ноябре сначала до 320, а затем и до 349 кубометров распиленного лесоматериала, что означало новый всесоюзный рекорд. Таким образом наш деревообработчик дважды перекрывал рекорды коллеги Мусинского с Архангельского лесозавода, добивавшегося последовательно результатов в 313 и 336 кубических метров.

Однако наши передовики не остановились на достигнутом. Григорий Рушко взял такой темп, что в начале декабря 1935-го довел распиловку до 500 (!) кубо­метров. Буквально через десять дней Ефрем Гладышев добавил к этому показателю еще 23 куба! Однако последнее слово осталось за более молодым Рушко, распилившим в конце концов за смену 560 (!) кубических метров древесины и установившим тем самым мировой рекорд! Небывалый показатель был достигнут на нашем лесокомбинате, если учесть, что пересмотренная к тому времени сменная норма составляла 95 кубометров. И весть о такой рекордной работе бобруйских стахановцев быстро распространилась не только по Беларуси, но и по всему Советскому Союзу. Ряды стахановцев стали расти на всех предприятиях – только среди наших деревообработчиков примеру передовиков последовали рамщики Михолап и Иванов, Голесник и Купреева, другие их товарищи.

Женское лицо движения ударников

С 1933 года работала на комбинате и молодой специалист Василевская. Начинала плановиком в цехе, была начальником лесопильного цеха №3, затем возглавила самый крупный на предприятии белодревный цех. Уже через полгода из 650 работающих в нем 340 человек стали стахановцами. И не только привлекательной внешностью, веселым нравом выделялись среди них девушки и женщины. Работали они не хуже мужчин, носили почетное звание стахановок. Такие как бракер Александра Рачевская, станочницы Ольга Палевич, Паша Миронкова, комсомолки Баева и Исаева. За ударную работу, например, шипорезчица Палевич была премирована туфлями, а долбежчица Баева – велосипедом.

Так и в других подразделениях комбината. Года не поработала помощницей станковой Фаня Гитлина, как перешла на самостоятельную работу, выполняла дневные задания на 140-150 процентов, и вскоре возглавила комсомольскую стахановскую бригаду, которая к 1 сентября выполнила годовой план на 114 процентов. Такой же путь прошла и Аня Тарасевич: помощница станковой, станочница, ударница-стахановка, чей портрет размещен на Доске почета комбината. Или зеймерщица, а проще говоря – обрезчица досок, Нас­тя Приволович, стоявшая в технологической цепочке сразу после рамщиков и обеспечивавшая их бесперебойную работу. А вот о лесокомбинатовской стахановке Добровольской писала даже главная газета страны «Правда», когда бобруйчанка вместе с лучшими ударницами побывала на Октябрьском празднике в Москве.

От успеха одного – к победе всех!

Через год после начала стахановского движения и центральный республиканский журнал «Бальшавік Беларусі» посвятил опыту ударничества на Бобруйском лесокомбинате свою статью. Отмечая, что предприятие после большого прорыва поставил на ноги присланный из Витебска «хороший хозяйственник тов. Мальчик», издание констатировало факт выхода в 1935 году нашего комбината на первое место среди фанерных заводов Беларуси и Украины и получение им премии в 16 тысяч рублей. Рассказывал журнал и об опыте лучших передовиков производства: «Лепшым ударнікам у нас быў малады рабочы Цэйтлін, які ўвесь час выконваў план… Так пачалі з'яўляцца першыя стаханаўцы ў лушчыльным цэху. Але пайшлі гутаркі аб тым, што ўлік няверны, што такіх паказчыкаў нельга дасягнуць. Мы пачалі выяўляць, адкуль ідуць гэтыя гутаркі. Аказалася, што яны выходзяць ад загадчыка вытворчасці. Калі аб гэтым давялі да ведама партыйнага камітэта і дырэкцыі завода, то загадчыка вытворчасці ўбралі. На другі дзень Цэйтлін перакрыў свой першы рэкорд, даўшы 240, а потым і 318 працэнтаў нормы.

…Адстаючым таварышам Костку і Яхнесу гаварылі: «Умовы работы ў вас аднолькавыя, станкі аднолькавыя. Чаму ж у вас розная выпрацоўка і розная якасць?» Да гэтых таварышаў прымацавалі дзяжурнага слесара тав. Гарэліка, але вынікі былі слабыя. У нас не хапала аднаго станкавога, а станкавы другой змены, Малькевіч, не меў работы. Калі ўзялі яго к сабе, то ў першы ж дзень ён даў 150, а на другі 180 працэнтаў плана, а потым пачаў даганяць Цэйтліна. Бачачы, што лушчыльны цэх своечасова забяспечвае завод паўфабрыкатамі, мы пераключылі ўсю сваю ўвагу на клеявое аддзяленне. Ёсць у нас там старая работніца тав. Брыткевіч. Яе брыгада адставала ад брыгады тав. Шэлег, хоць і працавала ў роўных умовах. Мы ўмацавалі яе камсамолкай тав. Эдзінбург, і брыгада тав. Брыткевіч пачала даваць да 180 працэнтаў плана…»

Сообщал «Бальшавік Беларусі» и о помощи стахановцам со стороны парткома, дирекции комбината: «Часта праводзяцца гутаркі на розныя тэмы. Дырэктар завода па 3-4 разы ў змену прыходзіць да нас, пытаецца, як ідзе работа, і дае розныя ўказанні. Тэхнарук завода тав. Шэйдзін таксама штодзённа дапамагае ў рабоце, інструктар райкома па прамысловасці цікавіцца кожнай дробяззю работы, бывае на тэхнічных нарадах».

Все хотели быть передовиками

Движение последователей Алексея Стаханова с каждым днем охватывало все больше цехов и участков гиганта деревообработки на Березине. Даже на вспомогательных работах, второстепенных объектах шло соревнование за право называться стахановцами. Под его воздействием родилась инициатива в повышении производственной квалификации, овладении смежными профессиями, необходимыми на лесокомбинате. В созданном специально кружке в 1935 году постигали секреты новых знаний, повышали свой общеобразовательный уровень до двух десятков человек. И среди них грузчик Эсмантович, конюх Муштуков, чернорабочие Каждан, Ниткевич и другие. А разнорабочий Рубин из лесоцеха №3, пройдя соотвествующую переподготовку в кружке, стал работать электросварщиком…

Были свои стахановцы среди бобруйских дерево­обработчиков и в деле укрепления обороноспособности страны. Например, упоминавшаяся уже Александра Рачевская всерьез занялась стрелковой подготовкой, стала ходить в тир. Но не сразу удалось выполнить девушке норматив – подрагивавшие руки мешали бить точно по мишеням. Занялась физкультурой, усиленно тренировалась и вскоре сдала все нормативы на значок ГТО, стала ворошиловским стрелком и ударницей обороны. На слете передовиков Бобруйска она приняла от райкома КП(б)Б и райсовета Осоавиахима завоеванное осоавиахимовцами лесокомбината переходящее Красное знамя.

Даже в работе с детьми взрослые, да и сами их подопечные, увлеченно соревновались за звание стахановцев. Особенно ярко проявлялось это в пионерском лагере для ребят рабочих-ударников лесокомбината. В 72 домиках с верандами размещались 240 юных тоже ударников учебы. В живописной лесной местности они отдыхали, закаляли тело и дух, готовясь к новому учебному году.

Каждый находил себе занятие по душе. Миша Жук упражнялся в игре на горне, а Яша Марголин, Лида Корнейчик и Ваня Курильчик постигали тонкости фотодела. Краеведческий кружок под руководством педагога, ботаника-мичуринца Е. Вальковского объединял ­исследователей флоры белорусского леса и собирателей гербариев, среди которых выделялись своей увлеченностью Маша Карякина и Тоня Хаустович. Вечерами у пионерского костра собирались любители песен, плясок и стихов: игрой на гармони блистала Надя Чижонок, задорные частушки исполняли Галя Музыкина и Катя Малашонок, в стремительной «Лявонихе» кружились пионерки Иванова, Передня и Слинко, стихотворения декламировала Лина Давидович…

Вот так отдыхали, набирались сил дети первых бобруйских стахановцев. Чтобы затем сменить родителей, самим стать ударниками деревообрабатывающего комбината на Березине, отмечающего буквально через два дня 95 лет со дня ввода в эксплуатацию.

Александр Казак
Иллюстрации из открытых источников интернета

Ефрем Гладышев

Григорий Рушко

Александра Рачевская