Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Цена знаниям. Побеседовали с психологом и учеником школы блогеров об отношении к школьным оценкам

43 0

Цена знаниям. Побеседовали с психологом и учеником школы блогеров об отношении к школьным оценкам

Нас оценивают чуть ли не с пеленок. Голову начинаем держать после месяца, ходить надо научиться до года. А потом в школе: чтение, правописание, математика, физика, астрономия, география. Итог – аттестация средним баллом. Но так ли это важно в жизни? Разбираемся со Светланой Глаголой, практикующим детским и семейным психологом, и узнаем мнение ученика школы блогеров Максима Якушева.

– Светлана, скажите, оценки в школе, колледже, университете — это умение наладить контакт с человеком, преподавателем в этом случае, или показатель умений, навыков, знаний?

– Мне кажется, многое зависит от самого предмета. Если мы берем какие-то гуманитарные дисциплины, то да, там будет иметь значение то, что вы говорите, как вы говорите, как вы себя ведете, насколько уверенно вы ведете диалог. Если же мы имеем дело с какими-то точными науками, то я не думаю, что в сфере медицины, например, имеет значение, насколько уверенно вы отвечаете. Вы либо знаете либо не знаете.

– Максим, твое мнение, что лучше всего мотивирует к хорошей учебе? Явно не наказание родителей. Или все же «пинок» помогает?

– Конечно, наказание родителей не повлияет на успеваемость ребенка. Иногда меня мотивирует мой учитель, который готовит меня к олимпиаде, а иногда и успешные блогеры, которые рассказывают о какой-либо науке или своей учебе.

– Здорово. Ученик школы блогеров мотивируется блогерами. Светлана, есть ли универсальный рецепт по превращению ребенка в отличника? Особенно интересно это будет родителям с «синдромом отличника».

– Мне не очень нравится постановка вопроса, потому что, если это надо только родителям, вряд ли из этого что-то выйдет. То есть у ребенка должно быть сформированное желание достигать высоких результатов самостоятельно, иначе ничего не получится. Мотивационно-­волевая сфера должна быть заложена.

– А как воспитать (заложить) эту мотивационную сферу?

– Как правило, если у ребенка высокий уровень интеллекта, он сам по себе стремится к тому, чтобы знать как можно больше, чтобы эти знания потом в жизни успешно применять или просто использовать, например, в быту. У школьников начальных классов все немного иначе, там обычно мотивируют родители. Сработать могут простые поощрения.

Прививается интерес к определенной деятельности также через профессии родителей. Например, если родители врачи, они берут ребенка на работу или говорят и обсуждают рабочие моменты дома. Тогда ребенок, постоянно слушая, проникается интересом.

– Максим, тебя родители на работу брали, чтобы замотивировать?

– У меня мама работает учителем в школе, и... И это отличная мотивация!

– Светлана, а мотивирует ли фраза «будешь плохо учиться, будешь подметать улицы»?

– В современном мире, по-моему, это уже никого сильно не пугает, дети к таким фразам абсолютно не критичны. А вот если смотреть, что ребенку действительно интересно, и делать упор именно на интерес, будет результат. Например, если ребенку интересна химия, можно показывать ему интересные опыты, это его заинтересует больше, чем разговор о том, как это важно. Кроме этого, еще очень важно соблюдать баланс труда и отдыха, потому что большинство клиентов, которых ко мне приводят с невротическими реакциями, – это дети, у которых высокие баллы в школе, они так много учатся и так много имеют каких-то дополнительных заданий, что не могут самостоятельно отдохнуть, переключиться. И уже даже бывают нужны специалисты, чтобы помочь отдохнуть.

– Интересно, в Японии есть похожая ситуация, только с работниками. Они не умеют отдыхать и даже могут умереть на рабочем месте (явление называется кароси).

– Я еще хотела сказать, что со старшими ребятами немножечко проще в том плане, что они более говорящие, они больше о себе понимают и могут самостоятельно сформировать запрос на то, чего им не хватает. Например, можно подключить различного рода специалистов, которые будут знать, чем помочь.

– Максим, давай с тобой пофантазируем. Представим, что ты уже взрослый мужчина-семьянин. Открываешь электронный дневник, а там двойка, у твоего ребенка «пара». Твои действия?

– Если бы я был уже взрослым и увидел у своего ребенка в электронном дневнике отметку 2, то, конечно, ругать его я бы не стал, так как это его будущее. Я спрошу: «Почему так вышло?» Возможно, была непонятна тема.

– Светлана, стоит ли все же переживать и оглядываться на школьные оценки?

– Оценки – это маркер. Они показывают знания и незнания, отражают динамику развития человека. Глядя на оценки, вы можете расставлять приоритеты при выборе будущей профессии.