Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости — Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал — бобр лайф — Зефир FM — Бабруйскае жыцце — Бобруйск новости

Дважды Герой. К.П. Орловского знали как Артема и Муху-Михальского, Стрика и Вань Чжу, Романа и Безрукого…

49 0

Дважды Герой. К.П. Орловского знали как Артема и Муху-Михальского, Стрика и Вань Чжу, Романа и Безрукого…

Совсем не случайно на территории бобруйского санатория имени Ленина установлен памятный знак, сообщающий, что здесь неоднократно поправлял свое здоровье легендарный человек Кирилл Прокофьевич Орловский. И так же закономерно имя героя носит улица в нашем городе, с которым тесно была связана судьба чекиста, воина­интернационалиста, партизанского командира и агрария-­новатора. Его жизненный путь отмечен золотыми звездами Героя Советского Союза (1943) и Героя Социалистического Труда (1958), пятью (!) орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями.

Дело всей жизни – борьба

Делом всей его жизни, как окажется, стало сражение за лучшую судьбу Родины. Сначала были 1-я мировая и гражданская войны, затем командование Качеричским отрядом красных партизан, созданным по заданию Бобруйского подпольного уездного комитета партии. С декабря 1918 года по апрель 1919-го Орловский – сотрудник Бобруйской ЧК. В 1920 году окончил курсы комсостава в Москве. Принимал участие в советско-польской войне, командовал партизанскими отрядами в Польше и Западной Беларуси – поляки назначили за голову Мухи-Михальского­ (псевдоним Орловского) 10 миллиардов марок. Кстати, реальным именем польского хорунжего из отряда Орловского пользовался и его соратник по партизанской борьбе Стани­слав Ваупшасов, родственники которого до последнего времени тоже жили в нашем городе. В мае 1930-го после окончания комвуза Орловский приехал в Минск, где ему вместе с С.А. Ваупшасовым, В.З. Коржом, А.М. Рабцевичем и А.К. Спрогисом было поручено возглавить подготовку партизанских отрядов на случай войны и оккупации немецкими фашистами советской территории.

С мая по январь 1936 года назначался уполномоченным особого отдела НКВД 5-го стрелкового корпуса в Бобруйске. А уже в 1937-м Стрик (псевдоним Орловского) находится в Испании с новым заданием, с которого в ноябре следующего года вернулся в Москву – орден Ленина за борьбу с испанскими фашистами ему вручили прямо в госпитале. Весной 1941 года Орловский уже под видом сотрудника Наркомата цветной металлургии был направлен в Алма-Ату, где должен был организовать базу для советской агентуры. Выполнив одну задачу, он получает другую: в китайском Синьцзяне выкрасть у контрразведки Чан Кайши резидента НКГБ – в результате успешной операции его переправили в СССР в тюке с ­ватой.

Еще через пять лет небольшая группа во главе с Орловским в конце октября 1942-го приземлилась на парашютах в районе Выгоновского озера в Барановичской области. Перед разведывательно-диверсионным спецотрядом НКГБ «Соколы» были поставлены сложные и ответственные задачи: вести постоянную разведку и сообщать в Центр сведения о размещении воинских частей и аэродромов противника, о строительстве складов, оборонительных со­оружений. Особенно бдительно нужно было следить за возможной подготовкой противника к химической войне. Кроме того, «Соколы» должны были проводить диверсии на железных и шоссейных дорогах, уничтожать живую силу и технику гитлеровцев. За короткое время небольшая группа Орловского к лету 1943 года выросла в крупный партизанский отряд, насчитывавший более 200 бойцов. Спецотряд блестяще выполнял стоявшие перед ним задачи.

В одном из боев Орловский получил тяжелое ранение: потерял слух, правая рука и три пальца на левой руке были ампутированы партизанским врачом без наркоза обычной слесарной пилой. Тем не менее уже в конце мая 1943-го он снова встал в строй, принял командование отрядом. С новой энергией закипела работа «Соколов»: в Центр полетели одна за другой радиограммы с ценными разведданными об итогах диверсий, о работе разведчиков и связных отряда в Барановичах, Бресте, Пинске, Белостоке и других городах. В конце августа партизанский командир был отозван в Москву, а 21 сентября из Москвы в Машуковские леса пришла радио­грамма: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года за успешное выполнение специального задания правительства Роману (псевдоним Орловского) присвоено звание Героя Советского Союза».

Письмо Сталину

Летом 1944 года, как только родная земля была освобождена от захватчиков, Кирилл Орловский вернулся в Мышковичи, где земляки избрали его председателем колхоза «Красный партизан». Поработав некоторое время и крепко подумав, он написал обстоятельное письмо Сталину, в котором изложил, на первый взгляд, фантастические, но глубоко продуманные и реальные перспективы развития хозяйства. «Если бы правительство СССР отпустило кредит в размере 2175 тысяч рублей в отоваренном выражении и 125 тысяч рублей в денежном, – писал Кирилл Прокофьевич, – то я бы на моей родине, в деревне Мышковичи Кировского района Могилевской области, до 1950 года добился бы следующих показателей…»

И далее руководитель приводил расчеты получения не менее 8 тысяч килограммов молока от каждой коровы, 20 центнеров льноволокна и 60-80 центнеров зерновых культур с гектара. Делился планами посадки сада на 100 гектарах и лесополос для снегозадержания, устройства пчелофермы на 100 пчелосемей, строительства животноводческих помещений, зернохранилища, мастерских и гаража, электростанции и бензохранилища, хлебопекарни и бани, клуба и детского сада, многих других объектов производственного и бытового назначения. Конкретика цифр и фактов, наверное, убедила главу советского государства, и необходимые средства возрождавшемуся колхозу были отпущены. Не сразу, но поступательно и наступательно, как это умел делать Кирилл Орловский, планы начали претворяться в жизнь.

Исторической датой для хозяйства стало 20 января 1957 года. Именно в тот день колхозное собрание рассматривало и приняло перспективный план развития своего коллективного хозяйства. Зримые черты современного поселка на 200 квартир стала обретать центральная усадьба. В живописном месте был построен первый колхозный санаторий с бесплатным 15-дневным медицинским обслуживанием, питанием и отдыхом для тружеников полей и ферм. Строительство Мышковичской средней школы началось с внесения пятой части его стоимости самим председателем, из собственных сбережений. А еще через год по его инициативе в Мышковичах появилась первая в Беларуси колхозная детская музыкальная школа. Под руководством Кирилла Орловского колхоз вырос в крупное многоотраслевое хозяйство, стал первым в послевоенном СССР колхозом-миллионером.

Принципы председателя

Законом жизни в хозяйстве, названном к тому времени «Рассвет», Кирилл Прокофьевич сделал четыре постулата, которым следовал всю жизнь сам: «не лодыр­ничать», «не воровать», «не пьянствовать», «не пускать слов на ветер». Хорошо знавшие его люди утверждали, что председатель требовал от членов колхоза соблюдения простых и понятных правил – доверять руководству, быть дисциплинированным и трудолюбивым, добиваться высшего уровня профессионализма. Со своей стороны Кирилл Прокофьевич уже тогда оптимизировал управленческий аппарат в колхозе до разумного минимума, с целью борьбы с воровством сократил… всех ночных сторожей, обеспечил достойный уровень заработной платы, направил полученные доходы в первую очередь на сельскохозяйственное производство и благо­устройство населенных пунктов.

И вскоре слава о колхозе-­миллионере пошла по всему Советскому Союзу. Успехи «Рассвета» настолько впечатляли умы, что о нем решили снять даже художественный фильм. В Мышковичи приехал писатель Юрий Нагибин, написавший сценарий кинокартины «Председатель», главную роль в которой впоследствии блестяще исполнил Михаил Ульянов. Миллионы зрителей узнали по его председателю колхоза Трубникову о реально существующем Кирилле Прокофьевиче Орловском – самоотверженном человеке, смелом новаторе, Герое Советского Союза и Герое Социалистического Труда.

Кадр из фильма "Председатель" (1964)

Некоторые эйфорически настроенные тогда утверждали: надо послать в деревню 30 тысяч таких Трубниковых-­Орловских, и жить станет лучше, веселее. Однако сам Кирилл Прокофьевич так не считал: «С другого конца надо заходить, с экономического. Не дергать руководителей, не командовать ими. Пусть делают то, что выгодно, что дает прибыль. Не мешать им торговать – вот мы, рассветовцы, торгуем своими продуктами не только в Бобруйске, а и до Волги уже добрались…»

Александр Казак