Сделайте мне скидку, господа

Лилия Пуримова, журналист

Мы все стремимся приблизиться к Европе, хотя и живем в ее гео­графическом центре. Коснешься чего-то, не совсем которое, и понеслось: а вот в норма-альных странах… Хотя большинство белорусов в тех самых «нормальных» странах отродясь не бывало, и вообще самая дальняя поездка за грибами – 40 км от городской черты. 

Можно долго рассуждать о европейских ценностях. Некоторые из них нужно обходить десятой дорогой. Но кое-чему следует поучиться. Например, торговать.
Как бы мы ни стремились к мировому рынку, правит нами извечное белорусское качество: экономность. Хозяйственность и рачительность. Точнее, прижимистость и скупость, местами переходящие в жадность и скаредность. 
Вот пример. Овощной отдел. Две кучки бананов. В одной – прекрасного вида, свежие и ароматные – по 3 рубля, скажем. Во второй – черные, увядшие, осклизлые. Место им только на помойке, даже скотине хороший хозяин такие не скормит. Но как можно выбросить, пусть и испорченный, продукт? Это невыгодно! Мы на него акцию устроим, дадим скидочку: целых 50 копеек! Или даже, внимание, аттракцион неслыханной щедрости – рубль сбросим!
И люди покупают и радуются: со скидкой приобрели. Или не берут: некоторые товары с просрочкой совсем не товарного вида. 
Но продавец все равно не снизит цену до нулевой ни-ког-да! Пусть лучше сгниет!
Давайте посмотрим, что делают в таких ситуациях у соседей. В Германии, Франции, Англии товары с «поджимающими» сроками реализации каждый магазин должен передавать в благотворительные организации, которые распределяют их среди нуждающихся. Полки с бесплатными продуктами, которые нужно быстро пристроить, появляются уже и в России. Покупателям выгодно, и производителям не так обидно. 
В Беларуси предусмотрительные производители оговаривают с магазинами, в какой период должны быть снижены цены на их товар. Так поступают те, кто заинтересован, чтобы продукция была продана, а не вернулась обратно или оказалась в мусорном баке. Тут уж дело за магазином, который и решает: дотянуть до последнего или же пожертвовать, к примеру, торговой надбавкой. Но на скидки у нас продуктовые точки идут неохотно. Что уж говорить о бесплатных полках! Они появляются лишь изредка в единичных районах Минска (насколько мне известно) и то с одним-единственным предложением: хлеб для пенсионеров...
Чем мотивируют? Слова одного из хозяев торговой точки: «Отдавать бедным продукты с кончающимся сроком реализации – унижение человеческого достоинства». То есть ПРОДАВАТЬ эти же продукты, заставлять копаться в лотке с гнильем и выбирать то, что еще «более-менее», кромсать уже не совсем розовую колбаску в салатик нормально? 
Жадность. Нет, жаааадность. Так и представляется жаба с загребающей все под себя огромной лапой (не в обиду милой амфибии сказано).
Другой момент – услуги, которые вроде бы не требуют больших денежных вложений. Да, тратятся время, усилия, фантазия… Но попробуйте уговорить швею, например, снизить цену хоть на два рубля! Ого! Вам прочтут такую лекцию (о вложенной душе в том числе)! 
Или вот: надувные горки на улицах. Иду мимо и удивляюсь: 3 минуты – 5 рублей. Аттракцион пуст. А желающие прокатить малыша есть. Но на моих глазах две мамы отказались от предложенного удовольствия – слишком дорого. Да, расходы тоже немаленькие – оборудование, аренда, зарплата… 
У меня нет экономического образования, но мне кажется, лучше снизить цену и заработать за счет оборота, чем просиживать штаны возле дорогостоящего, но пустого аттракциона. 
А давайте брать пример с Востока. Там, где торговля возведена в ранг святого ремесла. Посмотрите, как приятно торговаться с египетскими, турецкими и прочими загорелыми продавцами. Да, долго и до хрипоты. Но сам процесс! Да и скидку можно выторговать огромаднейшую. Не надо далеко ездить: пройдите по бобруйскому рынку: одни помидоры, одна цена. Но смуглявый продавец и за ценой не стоит, и сверху помидорку накинет. Голубоглазая же барышня будет сражаться за копейку или уступит, но с таким видом… Или скажет заветные слова: «Не нравится, иди покупать в другом месте». А потом будет плакаться родным и знакомым: и покупатель не тот пошел, и зарплата никакая. Так ведь к покупателю подход нужен. Реальные скидки в том числе. 
Или вот: воскресенье, 10 утра. Многие продавцы только-только прибыли на рынок и неспешно раскладывают товар. Домой они начнут собираться уже после обеда. А потом опять будет виноват нехороший покупатель. 
Но это тема уже для другого обсуждения.
 

Добавить комментарий