Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Лилия Шайхова

Кто возит не по закону?

859

Слово «демпинг» я узнала давно. Лекции по экономике в университете нам читал неравнодушный преподаватель. Поэтому все сложные термины объяснял буквально на пальцах. Чтобы мы, будущие журналисты, их не забыли.

Вот что такое демпинг «по-простому». Вы приходите на базар за зеленью. Пучок петрушки стоит, скажем, 50 копеек. Хорошая петрушечка, сочная. И только вы тянете за ней руку, как сбоку слышите бабушкин голос: «Деточка, возьми у меня за 50 копеек два пучка, это последние, домой уже хочется». Считать вы умеете, и это прекрасное предложение! Вы скоренько перепротягиваете руку доброй бабушке. А дома понимаете: стали жертвой базарного демпинга. Во-первых, дешевые пучки оказались в два раза меньше обычных. Во-вторых, петрушка сильно подвяла. В-третьих, вы однажды узнаете, что та бабушка имеет огород около оживленной трассы и удобряет петрушку… не самыми лучшими удобрениями. То есть экономия получается сомнительная.
Теперь непосредственно о том, что заставило меня обратиться к теме демпинга.
Такси. Сфера услуг необходимая, бесспорно. И садясь в машину с «шашечками», хочется не просто промчаться с ветерком, но и иметь уверенность в безопасности.
Собственно, демпинг, как средство быстрого входа на рынок, используют многие службы такси. Цель – подвинуть конкурентов, искусственно понижая тарифы. Конечно, клиентов можно заполучить иначе: повышая качество обслуживания, придумывая завлекательные фишки, но… На это нужны немалые средства и способность не только считать, но и креативить. А зачем, если можно заработать гораздо проще и, на первый взгляд, удобнее для клиента (напомню, суть – в снижении стоимости услуги). Но не все так просто.
За объяснениями обратилась к знакомому таксисту, который не один десяток лет крутит баранку. И выяснила: низкие цены не есть хорошо. У демпингующих компаний сотрудники начинают жаловаться на маленькую зарплату, а клиенты – на, простите, хреновый сервис. А все потому что компания, вместо того чтобы сконцентрировать усилия на качестве, начала конкурировать по цене.
Что включает демпинг служб такси? Жесткую экономию: не самые квалифицированные водители «с улицы», не самые технически исправные автомобили. У одной из такси-компаний, не поверите, примерно половина авто «ходит» без техосмотра и страховок! Кроме того, таксисты, чтобы заработать больше (при сравнительно низком тарифе), вынуждены проводить за рулем не положенные 8, а все 12, а то и больше часов! Сами понимаете, что такое уставший водитель…
Так что для пассажира выбор очевиден – безопасность или экономия.
Ну а теперь о демпинговой войне с точки зрения самих таксистов. Им и слово (имена и название службы такси просили не указывать).
Итак, у водителя, который сотрудничает с диспетчерской службой, есть несколько вариантов – зарегистрироваться как ИП и ездить на своей машине; работать в транспортной компании, заключившей договор со службой «Такси Х», либо работать… нелегально. По словам моего собеседника, по официальному договору с перевозчиком водитель платит ему за пользование машиной, к примеру, не 25 рублей за смену, а всего 5. Плюс есть договор, согласно которому водителю официально достаются, допустим, 5% от суммы заработка по таксометру. Но сумма по таксометру ограничена 200 рублями. Если пробил больше – штраф, а 30 процентов от суммы, которая «сверху» тех 200 рублей, заберет перевозчик. Конечно, это все неофициально.
Пожаловался знакомый и на то, что руководство службы «Такси Х» ставит водителя в условия, при которых он вынужден обманывать: не пробивать чековый документ по таксометру, ИП должны подписывать пустые бланки актов выполненных работ… Да, машины такси должны оснащаться системой контроля кассового оборудования (СККО) – для передачи информации об операциях с кассовым аппаратом в режиме реального времени. Однако СККО в некоторых машинах отлично отключаются с помощью «волшебной» кнопочки. Вот и получается: таксист за смену проезжает 150-200 километров, а в кассе пробито лишь несколько чеков, то есть на топливо тратится больше, чем официально зарабатывается. И главное – возмущаться водителям не приходится: руководство «Такси Х» ультимативно: не нравится – пшел вон. Вот они и не жалуются: разве что друг с другом перетрут…
А «косяки» такой работы и неприкрытого демпинга хорошо видны даже неспециалисту. Таксисты платят налоги, отчисления в Фонд соцзащиты, за предрейсовое и диспетчерское обслуживание, топливо, другие издержки. При этом («благодаря» сниженным тарифам) зарабатывают  меньше. Работают в убыток? Ой ли. Значит, обманывают?
И значит – дело за представителями налоговой службы и правоохранителями. Все ли нормы закона соблюдают службы такси в своей деятельности, насколько добросовестна такая конкуренция – еще предстоит ответить.