Как воспитать потребителя

Анастасия КАСТРИЦА, журналист

Каждый собирал в детстве свою коллекцию: фишки, машинки, марки, монеты, крышки от бутылок газировки, покемонов, наклейки… Собрать полный набор, альбом, коробку, серию всегда сложно, порой мы даже не задумывались, как это бьет по кошельку родителей.

Хочется шоколадное яйцо с игрушкой, и точка. К слову, я была слишком воспитанным ребенком, чтобы качаться по полу и выбивать истерикой очередной кусок яркого пластика или картонного кругляшка. Большими глазами я смотрела на детей, которые громко плакали и клянчили «Купи, купи!», но, как и многие, мечтала, что соберу недостающие элементы коллекции.

Наверное, роль здесь играют примитивные инстинкты. У кого больше клыков животных на ожерелье – тот самый крутой. Этот «крутой» в нашем детсадовском обществе был достоин почета и дружбы. Не миновал меня и бум журналов с наклейками: всей группой мы устраивали обмен повторяющихся стикеров и с наслаждением заклеивали в журнале ячейку под нужным номером. А собственно, что с того? Лежит этот альбом с динозаврами у меня до сих пор, собирает пыль, а я лишь иногда, в приступах ностальгии, перелистываю его странички. По скромным подсчетам, для заполнения альбома потребовалось более ста пакетиков, в которых было по пять наклеек. Журнальчик вышел не самым дешевым. Мой папа как-то даже подсчитал и не удержался, чтобы не заметить, что такое удовольствие влетело ему в копеечку (больше пятидесяти долларов).

Но мой детский разум воспринимал только печаль, оттого что не хватало всего-то пяти наклеек.

Без столбика фишек во двор не выходи. Это было простое правило, которое никто не хотел нарушать. С утра до вечера были слышны хлопки по асфальту. К слову, если кто-то играл в карты, их патрульные милиционеры у детей отбирали – азартная игра, а мимо игроков в фишки проходили спокойно. Хотя это было не менее азартно. Ведь если противник отобьет у тебя фишку, она его, и никакие слезы уже не помогут вернуть сокровище. Я бережно коллекционировала эти кругляшки, на которых были изображены мои любимые мультяшные герои. А за игрой наблюдала. Одним прекрасным летним днем рискнула… и больше десятка проиграла. Еще пять у меня умудрились стащить проворные мальчишки…

Игрушка, которую давали в одной из знаменитых сетей быстрого питания, не представляет из себя ничего особенного: пластмассовая чепуха китайского производства. Но апогеем любой школьной экскурсии в столицу становился заезд именно в эту забегаловку, а каждый родитель считал своим долгом выделить денег на чудо-коробку с фаст-фудом и игрушкой. Эта игрушка тоже, кстати, была одним из элементов коллекции.

Прихожу к выводу, что мое поколение, кому от 25 до 35, воспитано в жестких условиях потребительства.

Нам рекламируют – мы покупаем. Теперь мы покупаем много и не всегда то, что нужно, не чиним вещи, а приобретаем новые. Все просто: после коллекций наклеек и фишек нам предложили товар со скидкой или по акции, вышли очередные журналы, в придачу к которым давали деталь новой коллекции. И вот многие уже с детьми собирают кукол, насекомых в смоле, детали телескопа, шахматную доску, пластиковую звероферму… 

Все это собирается для души, скажите вы. Не верю. Это просто модно, ведь сегодня фишки уже никто не собирает. Я не говорю, что коллекционирование – это плохо. Я спокойно отношусь к некоторым коллекциям: сбор предметов старины, монет, марок. Ведь собирая такую коллекцию, вы можете увлечься историей, изучить все об этом предмете, в этом я вижу развитие, а в собирательстве покемонов, увы, этого не замечаю.

В весь этот «маркетинговых ход» были ввязаны наши родители, бабушки и дедушки. Кстати, история имеет продолжение. Сегодня взращивают новое поколение потребителей. Ни для кого не секрет, что в некоторых торговых сетях вы могли получать резиновые игрушки размером аж в три сантиметра за определенную сумму в чеке, в другом магазине – складную картонную фигурку, в третьем – специальные купоны на скидку для одеял, кухонной утвари и прочего. Ажиотаж растет, малыши устраивают истерику, если мама не докупила продуктов, бабушки вытаскивают последние купюры, докупая то, что им не нужно. Все, чтобы побаловать ребенка. К тому же, это полчаса тишины после получения новой игрушки, за которые мамочка приготовит ужин.

Как же сделать так, чтобы ребенок спокойно относился к очередному маркетинговому ходу? Не попадайтесь на удочку прежде всего сами. Товар по акции может быть вам вовсе и не нужен. Не водите детей туда, где он будет приказывать вам купить очередную китайскую мелочь. Все просто, но на деле для вас кажется нереальным.

Поздравляю, вы в системе. 

Добавить комментарий